Пьеса М.Ю. Лермонтова «Маскарад» прошла долгий путь, прежде чем зрители смогли увидеть ее постановку. Путь оказался трудным и мучительным.
В дореволюционное время поговаривали о невозможности ставить пьесы Лермонтова на сцене. Эти несправедливые нападки полностью опровергла постановка «Маскарада» в Александринском театре.
Сразу после опубликования драмы некоторые деятели театра захотели поставить ее на сцене. В 1846 году в театральную цензуру была вновь представлена рукопись Лермонтова с его пометкой «для бенефиса г-жи Валберховой». Возможно, что с её именем и были связаны основные хлопоты о разрешении драмы. Но цензура запрещает постановку. Тогда разрешения драмы добивается великий русский актер П.С. Мочалов, но также безрезультатно.
Борьба за пьесу
М.И. Валберхова, знаменитая русская актриса Александринского театра, продолжает борьбу за пьесу. Чтобы уладить все возможные протесты со стороны цензуры, она пишет записку в дирекцию. Тогда пьеса была пропущена и отдельные сцены ее были поставлены в бенефис Валберховой в 1852 году.
Во время этой постановки зрителям была представлена не вся пьеса, а только её некоторые части, к тому же спектакль имел мелодраматический конец: Арбенин закалывал себя кинжалом. Роль Нины исполнила бенефициантка, роль Арбенина – В.А. Каратыгин.
Снятие оков цензуры
Развитие понимания смысла «Маскарада» связано с постепенным освобождением его текста от цензурных ограничений. Полное разрешение драмы для постановки было дано 12 апреля 1862 года. Его мотивировали предшествующей постановкой пьесы в театре.
Второй раз «Маскарад» был показан в Москве, в бенефис М.Д. Львовой-Синецкой, 21 января 1853 года. Роль Арбенина исполнил К.Н. Полтавцев.
Эту постановку отличает создание масштабных декораций (так как в Александринском театре «Маскарад» прошел почти без них). Кроме того, по режиссерским документам установлено, что театр рассматривал пьесу как самую современную.
Именно в московском Малом театре «Маскарад» был первый раз поставлен в полной версии, в 4 актах. Тогда роль Арбенина исполнял И.В. Самарин, Нины – Позднякова. В этой постановке были заняты все лучшие актеры Малого театра. Декорации также были довольно богатыми, они служили для того, чтобы показать «пышный век».
В Александринском театре полностью поставили драму лишь 13 января 1864 года в бенефис Ю.Н. Линской. Арбенина играл М.В. Аграмов, Нину – Владимирова.
В следующий раз «Маскарад» поставили через 25 лет, в бенефис Н.Ф. Сазонова, который и исполнил роль главного героя. Ниной была актриса М.Г. Савина.
Драма вошла в классический репертуар многих театров и быстро нашла отклик среди провинциальных режиссеров. Так, «Маскарад» был поставлен в Вологде, Екатеринбурге, Баку, Одессе, Харькове, Казани и многих других городах.
«Драма бесовщины»
В начале XX века некоторые режиссеры пересмотрели «Маскарад», видели в нем «драму бесовщины». Пожалуй, самым ярким представителем этого взгляда является В.Э. Мейерхольд, поставивший драму в Александринском театре.
Оформление сцены было создано А.Я. Головиным. Он является автором более 4000 эскизов к этому спектаклю, около 600 из которых в настоящее время хранятся в Государственном театральном музее им. А.А. Бахрушина. По этим эскизам были выполнены абсолютно все вещи, задействованные в спектакле – от одежды до карт, бумажников и фарфоровых статуэток в комнате баронессы.
Премьера этого спектакля состоялась 25 февраля 1917 года, в дни Февральской революции. Это в свое время дало повод рассматривать «Маскарад» как «закат империи». Последнее представление спектакля также произошло в значимое время – 1 июля 1941 года. В начале блокады Ленинграда все декорации погибли в пожаре.
В послевоенное время советские театры пытались показать социально-обличительный характер «Маскарада». С такой стороны драма была поставлена в Архангельске, Волгограде (Сталинграде), Курске, Таганроге.
Тем не менее, тогда не удалось окончательно раскрыть подлинный смысл произведения, так как необходимо не только раскрыть его социальность, но и сыграть его как высокую трагедию, что наиболее соответствует замыслу Лермонтова.
«Маскарад» широко ставится и сегодня. В качестве примера можно привести спектакль Академического театра драмы им. Е. Вахтангова.