Найти тему
KYDEX-TRADE

Кузнецы не всегда ковали руками.

Когда речь идет о кузнечном деле, принято представлять себе кузнеца-молодца с огромными мышцами, который вручную при помощи молота превращает раскаленный металл в различные изделия. Знатоки Востока еще припомнят подмастерий-молотобойцев.

На самом деле, переработка металла кузнечным способом - чрезвычайно трудоемкое и очень травматичное дело, так что не стоит удивляться, что мастера искали возможность механизировать свой труд с незапамятных времен.

До появления механизмов с паровым, электрическим или ДВС приводом, людям приходилось довольствоваться энергией текущей воды, ветра или мускульной силой. В кузнечном деле пригодилось водяное колесо. Кузницы, оснащенные молотом, действующим по принципу, описанному на картинке ниже были известны еще Римлянам. Остатки подобных установок, датированные 2-3 веками н. э. были обнаружены в Великобритании. Находят следы подобных установок и в раскопках, датированных 4-5 веками до н. э, но нет общего мнения, для чего именно их применяли. Возможно, это были камнедробилки, использоваавшиеся при переработке руды.

Привод от водяного колеса
Привод от водяного колеса

Судя по археологическим данным, после падения Западного Рима эта технология в Европе была утеряна, а строить кузницы с молотами с подобным приводом вновь стали только в начале 14 века. Вполне вероятно, что именно внедрение подобных технологий и позволило значительно поднять качество оружия и доспехов, которое отмечалось в Европе с 14 по 16 века. Так, пластинчатые доспехи, стали активно внедряться как раз в этот период.

Пластинчатый доспех появился благодаря внедрению "водяных молотов"
Пластинчатый доспех появился благодаря внедрению "водяных молотов"

Почему же молот с приводом так важен? Чем меньше ударов, тем лучше/ При слишком длительной перековке сталь выгорает, выжигается углерод, выгорает сам металл. Чем тяжелее молот, тем сильнее можно осадить металл за один удар. Человек не может работать молотом весом более 8-12 кг. Молоты с приводом от водяного колеса из Германии, сохранившиеся с 15 века весили до 200 кг и больше. Благодаря таким инновациям появилась возможность делать как изделия боллее высокого качества (тонкие пластины большой площади для кирас и деталей доспеха) так и недорогие изделия в большом количестве (гвозди, крепежные элементы, элементы кровли и другие изделия из стали).

Молот с приводом от водяного колеса, Германия, начало 19 века
Молот с приводом от водяного колеса, Германия, начало 19 века

Некоторые современные мастера, желая “подражать предкам” отказываются от пневматических молотов и прессов, стремятся делать всю работу самостоятельно вручную. Результатом нередко становится травматизация, растяжения мышц и сухожилий, повреждения суставов. Как видите, предки не лишали себя возможности отдохнуть от физического труда.

Историческая кузница с водяным колесом
Историческая кузница с водяным колесом

Кузницы, оснащенные такими молотами работали в Европе вплоть до середины 19 века когда на смену водяному молоту пришел паровой молот, а позднее - прокатный стан. Сегодня кузницы с водяными колесами стали музеями, напоминающими, что даже без современных технологий труд можно и нужно механизировать.

Другие статьи канала и кнопка "Подписка"