Когда мне предложили помочь организовать бухгалтерию в Благотворительном Фонде, я не думала, что это настолько ...
Финансовая деятельность фонда под надзором не только у налоговой, банков, но и минюста.
Первый сложный момент: регистрация и перерегистрация.
Любые изменения нужно регистрировать через Минюст по месту регистрации НКО (некоммерческой организации). Процесс регистрации занимает от 21 дня. В целом пакет предоставляемых документов для регистрации Фонда не отличается от обычной ООО:
- Протокол. Участники решают, кто будет руководителем, назначают ревизионную комиссию. Закончить участие в Благотворительном Фонде могут по собственному желанию.
- Устав.
- Заявление р11001. Для смены юр. адреса потребуется целая операция: подать заявление в Минюст по старому месту регистрации, затем Минюст внесет изменения в налоговый реестр ЕГРЮЛ, не ранее чем через 21 день от последнего события Вы подаете пакет документов уже в Минюст по новому адресу.
- госпошлина
Второй сложный момент: выбор основных и дополнительных кодов деятельности.
Общероссийскими классификаторами ОКОПФ и ОКВЭД не предусмотрены отдельные кодовые позиции для благотворительных организаций. Многим подойдет 64.99 "Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки". Этот код характеризует то, что Фонд получает благотворительные пожертвования и распределяет их среди благополучателей. Остальные подбирайте ближе к Вашей уставной деятельности, например
88.10 - Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
96.04 - Деятельность физкультурно-оздоровительная
Третий момент: трудоустройство.
Меня часто спрашивают, кого и как можно трудоустроить в штат благотворительного фонда. Само собой разумеется, в Фонде должен быть руководитель. Руководитель ищет средства для финансирования социальных проектов. Для реализации проектов нанимает требуемых специалистов по договорам ГПХ или ищет волонтеров-добровольцев. Если с руководителем заключить трудовой договор, то по нему он обязан получать ежемесячно зарплату, а если социальных проектов нет, финансирования нет...Получается задержка зарплаты и нарушение трудового законодательства.
Выход: заключение договора добровольного выполнения работ для Фонда. Зарплату платить не требуется, но отчеты сдавать в ФСС, ПФР и ИФНС надо.
Четвертый момент: определение целевых доходов и расходов
НКО не платит налоги с добровольных взносов и пожертвований. Некоммерческая организация имеет право заниматься коммерческой деятельностью, соответствующей целям ради которых НКО создавалась. Это значит, что и налоги с коммерческой деятельности для НКО исчисляются в том же порядке, что и для других субъектов бизнеса.
Участники не имеют права распределять полученную от коммерческой деятельности прибыль между собой (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.
При ведении коммерческой деятельности полученная чистая прибыль с 99 счета — Прибыли и убытки, направляется на счет 86 Целевое финансирование. Т.е. становится взносом на развитие уставных целей некоммерческой организации. Другими словами, прибыль НКО становится некоммерческим взносом себе.
Когда начинается коммерческая деятельность, тогда и начинается раздельный учет.
С определением поступлений все относительно просто. Сложности возникают с отнесением расходов. Хорошо, если получается, что при возникновении расходов есть возможность отнести к одному из направлений. Но это происходит далеко не всегда. Аренда, сотрудники с окладами, постоянные расходы используются двумя направлениями. Задача бухгалтера грамотно разнести расходы, чтобы с одной стороны у гос.органов не возникало лишних вопросов и с другой не начислять лишних налогов.
Обычно расходы распределяются пропорционально полученным от каждого вида деятельности доходам в общей сумме доходов (включая целевые поступления).
В качестве рекомендательного порядка можно предложить следующее:
Необходимо четко разделить все расходы организации
на прямые ( те затраты, которые непосредственно связаны с осуществлением какого-либо одного вида деятельности )
косвенные ( те расходы, которые относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности организации в целом )
Определившись с составом прямых затрат, организация должна вести раздельный учет прямых затрат по трем основным группам:
- расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности организации в целом;
- расходы, связанные с осуществлением конкретных целевых программ (по видам программ);
- расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Каждый документ, подтверждающий хозяйственную операцию, должен быть составлен таким образом, чтобы данную операцию можно было однозначно отнести к определенному виду деятельности.
В следующей публикации я постараюсь рассказать о способах получения благотворительности и ее налогообложение.
Как законно получать благотворительность
Спасибо за обратную связь и комментарии.