Влияние COVID-19 на автоиндустрию России и мира
Согласно опросам после начала эпидемии COVID-19 автомобили попали в Топ-3 товарных категорий на которых собираются сэкономить россияне. Несмотря на то, что первоначальные прогнозы падения продаж были достаточно мягкими и предполагали, что большая часть снижения произойдет за счет неосуществленного роста. По прогнозам 2019 года на 2020 планировался рост и в марте он еще был. Но в апреле рынок рухнул на 72 с половиной процента по отношению к прошлому апрелю и на 76% по отношению к марту.
В мае ситуация, разумеется, была лучше — 63 033 авто. Но падение по отношению к прошлому году 52% все равно чудовищное.
Похожая динамика и на рынках других стран. во Франции спрос, по сравнению с маем прошлого года, просел на 50%, до 96 тысяч машин (в апреле минус 89%). В Испании вообще ужас. Минус 73% (34 000 шт.) и минус 97% в апреле. Меньше всего пострадали рынки Китая и США. Итог мая в США — минус 25% (в апреле 53%). Китай показал всего лишь минус 2,5%
Прогнозы на оставшуюся часть года сильно разнятся. От падения на 17% за год до минус 48% по отношению к 2019 году. Чем руководствуются жизнерадостные эксперты обещающие всего -10% (не будет их называть по именам) сказать сложно. Если июнь покажет такую же динамику, как и май, то даже если все остальные месяцы не просядут ни на рубль по отношению к прошлому году, то это уже будет минус 18%. Каким же нужно быть оптимистом, чтобы делать такие прогнозы. Самый пессимистичный прогноз возможен при трех вариантах развития событий: если будет значительный рост инфицированных, что может повлечь более жесткие ограничения; если упадет рубль и людям станет не до автомобилей; если существенно вырастут цены на автомобили. Насколько можно судить более вероятны менее радикальные сценарии развития событий. Остановимся на них подробнее.
По опросам 42% россиян планируют сократить расходы отказавшись от покупки автомобиля. 21% процент наоборот, хочет вложить деньги в автомобили, таким образом подстраховавшись от возможного обесценивания российской валюты. Вроде бы 42-21=21. Но предполагается, что число желающих сильно поредеет к моменту самой покупки, а доля «отказников» вырастет по мере истощения финансовых запасов и удорожания автомобилей. Получается наиболее вероятный коридор просадки рынка от 30 до 40%.
Описывать кто за кем в текущих условиях не имеет смысла и определять востребованность марок в новых условиях стоит уже по итогам 2020 года. Большая часть результата будет зависеть от того насколько компании смогут перестроить свой маркетинг и цены под новые условия. И насколько о них узнают потребители. Например компания Hyundai оперативно организовала онлайн продажи, но либо покупатели Hyundai не умеют пользоваться интернетом, либо главным (а может и единственным) драйвером продаж марки была цена, а не бренд. В любом случае продажи в апреле упали даже не в 4 раза, как в среднем по рынку, а аж в 7 раз. Самым шокирующим падением, которое нельзя не отметить выделилась компания Mitsubishi. Ее продажи в том же месяце упали в 20 (!) раз и итоговая цифра в 168 проданных машин оказалась существенно меньше цифры продаж даже никому неизвестного бренда Changan в 223 автомобиля. Кстати это единственная марка, продажи которой выросли за апрель. Дополнительным бонусом для нее стала бесплатная реклама этого факта в автообзорах. Та же шокирующая тенденция продолжилась и в мае. Mitsubishi — минус 83%, Changan — плюс 124%.
iSeeCars опубликовала масштабное исследование, в котором рассматривается влияние пандемии коронавируса на подержанные автомобили.
Проанализировав почти 2 миллиона выставленных в 2020 году на продажу автомашин в iSeeCars составили список из самых просевших по продажам (учитывались и оптовые и розничные продажи).
Больше всего в этом списке оказалось кроссоверов, целых 20% списка заняли электромобили и гибриды.
В этот список попали даже те марки, которые до пандемии демонстрировали лучшую по сравнению со средними показателями по рынку ликвидность. Например Toyota и Tesla. Причем Tesla Model 3 вообще возглавила список с показателем минус 25% продаж. Но главной неожиданностью стало попадание в список Honda Civic. Где она заняла не какую-нибудь, а 13-ю строчку в этом хит-параде жертв коронавируса. Ее продажи упали на 16%.
Если в США кросоверы оккупировали список самых плохо продающихся машин, то в России кроссоверы наоборот, потеряли в среднем меньше других типов машин.
Разумеется снижение продаж коснулось не только производителей и дилеров авто, но и всей оптовой и розничной торговли автокомпонентов, от моторных масел до тормозных систем.
Источник:
https://akross-oil.ru/blog/2020/06/06/d0-b0-d0-b2-d1-82-d0-be-d0-bc-d0-be-d0-b1-d0-b8-d0-bb-d1-8c-d0-bd-d1-8b-d0-b5-d0-b6-d0-b5-d1-80-d1-82-d0-b2-d1-8b-covid-19/