Как-то раз сидел на конференции и слушал про успешные успехи продаж продукции.
Так как я работаю в компании, где продаётся довольно сложный и специфичный продукт, то я приведу пример на автомобилях.
Так вот, сижу я, и слышу, как после кризиса 2014, когда продажи сильно упали, из-за большого скачка цен, директор нам говорит, что "Люди готовы платить дороже". То есть, так как долллар вырос вдвое, автомобили тоже в цене подросли, то люди готовы платить дороже?
Разумеется директор тут ни при чем. Ему, готовы данные, предоставляет аналитик. Вот он неверно анализирует данные. Всё дело в выборке.
Представьте, что вы подкинули монетку 6 раз. У вас скорее всего выпадет следующая комбинация: (О - Орел, Р - Решка) ОРРОРР.
Так как мы смотрим только на текущую выборку, то можем сделать вывод, что Решка выпадает чаще. Но это заблуждение. Так как данный вывод невозможно применить на будущие броски.
Если мы будем бросать 20, 30 раз, то мы увидим, что соотношение всё же одинаково и составляет примерно 50/50. И вывод уже делается абсолютно другой.
Ограничение в выборке приводит нас к неверным выводам!
Тоже самое произошло и с аналитиком, который сделал неверное предположение о продажах автомобиля, что "люди готовы платить дороже". Да люди просто вынуждены платить дороже, так как другого варианта нет. И то не все.
Я смотрю, а продажи то и вовсе упали. То есть подняв цену в 2 раза, продаж автомобилей стало меньше в 2 раза. И разница вполне компенсируется.
Люди готовы платить дороже, кто готов платить дороже, но таких немного. И вывод аналитика не рассматривает вопрос, а кто не готов платить дороже и уходит из салона, так как цена его не привлекает. Если большое количество людей, кто не готов платить цену в 2 раза выше и не покупает. Но выборка их не рассматривает. Выборка ограничена только текущими продажами.