Дискуссия о том, надо ли русским кавалеристам перенимать кавказские шашки или все же лучше, взяв от них все самое лучшее, сохранить привычные сабли привела, как это часто бывало (и бывает) в русской армии, к двум решениям: с одной стороны, сохранили сабли, взяв от кавказских шашек ножны и портупею, а с другой - разработали и приняли на вооружение (с разницей в четыре года) две модели длинноклинкового оружия с шашечным эфесом. Первым полком русской армии, получившим на вооружение эти шашки стал Нижегородский драгунский полк. Наименование "Нижегородский" не должно вводить в заблуждение: с 1783 года драгуны этого полка "безвылазно" воевали на Кавказе, став одним из лучших (а, возможно и лучшим) кавалерийским полком русской армии.
Новое оружие было присвоено полку в 1834 году вместе с новым обмундированием. Однако описано оно было весьма скупо: "сабля с черной деревянной рукояткой и ножнами, обтянутыми черной кожей". Образец был изготовлен только спустя два года, причем по инициативе командира полка, и именно его и утвердил император.
Оружие имело однолезвийный клинок с заметным изгибом, широким долом, заканчивавшимся у боевого конца и в целом был очень похож на клинки легкокавалерийских сабель, стоявших на вооружении в Франции и России. Рукоять сабли азиатской была шашечная: деревянная, с раздвоенной головкой и без гарды, крепилась заклепками, у основания имела металлическое кольцо. Клинок больше подходил для удара, однако острие вполне допускало укол, а, чтобы предохранить скольжение руки с неимеющей гарды рукояти на клинок, был предусмотрен темляк, отверстие под который делалось в верхней части рукояти.
Оружие получилось довольно приличным по размерам и увесистым: при общей длине 968 мм, длине клинка 866 мм и ширине клинка около 30 мм, оно весило 1134 г.
Ножны были также деревянными, обтянуты кожей и с железным прибором, рассчитанным на крепление штыка.
Оружие заслужило более чем лестные отзывы как самих драгун, так и тех, кому довелось видеть результаты ударов его клинка. Так, И. Попко в своем "Походном дневнике", посвященном войне 1853 - 1854 годов, осамтривая полк боя, на котором сражались нижегородцы, писал: "Сабельные удары Нижегородцев делают истинную честь их руке и точилу Саломона. По любимому выражению доктора Л***, это были — классические удары. Досталось ли по феске, так череп до самых бровей, по плечу — так бесконечная диагональ чрез всю грудь или спину. Это работа златоустовских клинков — да здравствует златоустовский завод!"
О его достоинствах говорит и тот факт, что, когда полк был перевооружен на казачью шашку обр. 1881 года, офицеры полка обратились к Александру III с просьбой вернуть привычное оружие. Император, сам числившийся в рядах нижегородцев, удовлетворил их просьбу, и производство этого оружия было возобновлено, хотя и с некоторыми изменениями в геометрии клинка.
Следует отметить, что неразбериха с наименованием оружия до некоторой степени сохранилась. так, Александр III в 1889 году вернул нижегородцам "сабли азиатского образца", но в описании оружия, которое давалось, например, в 1904 году в связи с возобновлением производства и наличием определенных отступлений от старого образца, оно вновь именовалось "шашкой азиатского образца". Впрочем, сегодня это оружие чаще называют просто "нижегородкой".
О шашке обр. 1881 года можно прочитать здесь.
Если Вам понравилась статья, подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях! Спасибо!