Найти в Дзене
Мнемозина

Дементоры против Ржевского мемориала

Оглавление

Возле деревни Хорошево в Тверской области открылся мемориал Советскому солдату. Монумент посвящен до сей поры не увековеченной крупной битве Великой Отечественной войны.

По словам скульптора Ржевского мемориала Андрея Коробцова, ему хотелось изобразить дух советского солдата, воспарившего над полем боя. У него это получилось. Памятник высотой примерно с 12-этажный дом, сделан из 80 тонн чистой бронзы, но кажется парящим в воздухе.

Деньги на Ржевский мемориал (памятник, музейно-выставочный павильон и панели с именами павших) собирались в прямом смысле "с миру по копейке". Из 650 миллионов рублей 200 миллионов выделило Союзное государство России и Белоруссии, что-то нашлось в бюджете Тверской области и в министерстве культуры России, а неизвестный меценат пожертвовал 150 миллионов рублей.

Этот мемориал восстановил историческую справедливость. Слишком долго Ржевскую битву незаслуженно обходили в учебниках истории, потому что ввести в историческую науку термин "Ржевская битва" означает зафиксировать крупную военную тактическую неудачу. В народной памяти эти события получили названия “ржевская мясорубка”, которая отвлекла значительные силы немцев от Волги.

Андрей Коробцов: На мой взгляд, битва под Ржевом - особенная. Сражаясь на других рубежах Великой Отечественной войны, бойцы видели результаты, они пусть мелкими шагами, но двигались к Победе, отвоевывая у врага деревню за деревней.
В Ржевской битве была некая безысходность. Из окопа солдаты поднимались, шли в атаку, а потом опять возвращались в эти же окопы, но не все. А назавтра - все по новой, и возможно, в окоп не вернешься ты. И так каждый день четырнадцать месяцев подряд. Бойцы не видели результатов своего мужества, и, мне кажется, психологически страшнее этого нет ничего. Так что мемориал — это прежде всего памятник жертвенности солдат.

"Памятник" - от слова "память". Нарушение памяти - "деменция". Как назвать людей, которые стремятся ради собственных бредовых фантазий и фанатичной слепой веры стереть память? Конечно же, дементорами.

Кто как не дементоры могли сравнить в соцсетях мемориал с персонажами книжного и киносериала про Гарри Поттера?

Кто как не дементоры еще на этапе обсуждения проекта требовали от скульптора и архитектора отказаться от выбранного ими решения, и вовсе не потому, что вспомнили книжки о Поттере.

И шинель-то у солдата не такая, и знаков отличия нет (а о каких знаках отличия может идти речь, если #Сталин ввел погоны в армии только в 1943 году?). Но главное, потомкам тех воинствующих атеистов, кто взрывал храмы, сама фигура уносящегося на небеса солдата казалась нарушающей принципы советского атеистического монументализма.

К счастью, ребята, создававшие мемориал, были свободны от идеологических оков советской монументальной пропаганды.

"Это и памятник и моему деду..."

Андрей Коробцов и Константин Фомин , создавшие Ржевский мемориал. Парням нет и тридцати пяти...
Андрей Коробцов и Константин Фомин , создавшие Ржевский мемориал. Парням нет и тридцати пяти...

По словам Андрея Коробцова, свое видение Великой Отечественной войны отобразить в скульптуре было сложно:

Ни я не видел тех времен, ни отец мой 1955 года рождения – он мог рассказывать мне только про послевоенные годы. Мы об этом знаем только из фильмов, из песен, по воспоминаниям ветеранов. Сами мы воспринимаем это иначе. Свое видение войны, как мы это чувствуем, мы хотели передать в проекте. Хотелось создать нетривиальный образ. За советский период было сделано огромное количество хороших памятников, был укоренившийся в сознании людей образ, канон. Хотелось от него отойти, сделать что-то современное, а это очень тяжело – раскачать голову, заставить ее думать, придумать что-то, чего еще не было.

И пусть у лишенных души критиков появляются только аналогии с сериалом про Гарри Поттера.

У нормальных людей, потомков тех, кто защищал страну, совсем другие ассоциации. Судя по публикациям в прессе и отзывам специалистов в сфере архитектуры и скульптуры, ржевский Советский солдат в отдельных проекциях напоминает и знаменитый памятник «Алеша» во втором по величине городе Болгарии Пловдиве, и возвышающийся на искусственном холме 12‑метровый 70‑тонный «Воин‑освободитель» с девочкой на руках и с опущенным мечом в берлинском Трептов‑парке.

Но образ воина, парящего на крыльях журавлей, символ души погибшего бойца - это действительно новое решение.

Образ воина, парящего над землёй, у архитектора Константина Фомина родился под влиянием советских фильмов «Летят журавли» и «Баллада о солдате». Скульптор Андрей Коробцов в этой скульптуре воплотил основные идеи стихотворения Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», где повествование идёт от имени павшего бойца.

Созданный монумент в память обо всех солдатах войны Андрей считает памятником и своему пропавшему без вести деду Ивану. Российское военно-историческое общество помогло получить от министерства обороны фотографии с фронта, так удалось из фрагментов реальных портретов создать общий образ воина-освободителя.

Ещё по теме:

«Ржев»: о священной войне с мерзавцами, которые позорят фронтовиков

«Мне кажется порою, что джигиты...»: полувековой юбилей песни «Журавли»