Друзья, хочу дополнить свою июньскую заметку «Конаковский фаянс на Expo-58» рассказом о наборе для фруктов «Пламя» Мирры Левиной, награждённого золотой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе. До 2 августа 2020 года предметы набора можно увидеть в Кусково на выставке «Страницы истории. К 100-летию музея керамики».
Лубов. Г. Пламя // Заря, 1986. – 23 сентября.
В послевоенные годы заводские специалисты-художники и технологи – и весь коллектив проводили огромную работу по созданию и внедрению в производство новых методов и способов декорирования для расширения ассортимента и улучшения художественного и потребительского качества фаянса и майолики. Разрабатывались технология и приёмы, создавались новые изделия и комплекты. Результатом этой работы стали широко применяемые и в настоящее время ангобное декорирование, подглазурная живопись, контактная шёлко-трафаретная печать. Особое внимание уделялось тогда разрабатываемой по инициативе известного художника и крупного специалиста-керамика Григория Яковлевича Альтермана технологии массового применения так называемых потёчных глазурей для майолики. Потёчные глазури при определённых условиях создают неповторимые, рождаемые в огне обжига вечные декоры. К середине 1950-х годов уже были созданы многие рецепты цветных глазурей разных температур плавления. На базе горна № 7 отработаны режимы обжига. Художники предложили первые декоры майолики, выполненные по этой методике.
В заводском хранилище образцов сохранилось немало изделий, по которым можно проследить, как шаг за шагом совершенствовалась майолика, украшенная потёчными глазурями. Здесь и первые скромные опыты самого Альтермана и изделия, которым суждено было получить мировое признание и быть отмеченными высшими наградами международных выставок. Среди таких изделий была и новинка – специализированный набор посуды для фруктов «Пламя», созданный в 1956 году молодой тогда ещё художницей, воспитанницей Московского института декоративного и прикладного искусства Миррой Ароновной Левиной. Этот набор открывал новую серию заводской комплектной продукции – наборы для фруктов. Он был скомплектован из фруктовницы и шести персонных тарелочек. Новостью в форме комплекта было отсутствие у фруктовницы, которая является центром композиции, высокой ножки, как это было принято в тот период. Другое отличие –введение в набор вместо обычных стандартных десертных тарелок специально разработанных для этой цели в стиле формы фруктовницы тарелочек небольшого размера и без широкого бортика. Но, конечно, достоинством набора был декор, выполненный в технике потёчных глазурей. На тёплом коричневом, слегка приглушённом фоне от тёмного центра – многолучевой звезды – ярко-красными язычками бегут и пляшут лучи огня, и сероватые дымки окружают их. Пламя обжига закрепило случайные размеры огоньков и этим оживило их. А по краю фруктовницы вьётся лёгкий, почти незаметный рельеф, пепельно-серым ореолом оживляя игру пламени. Оригинальное решение формы, ещё более оригинальный метод и художественное решение декора произвели благоприятное впечатление на устроителей Всемирной промышленной выставки 1958 года в Брюсселе, и они удостоили Мирру Ароновну Золотой медали. И это был тот редкий случай, когда ученица ещё при жизни превзошла учителя.
Специализированный набор из семи предметов для фруктов «Пламя» К-293 [передан во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства] выпускался серийно, пока ему на смену в 1960-х годах не пришли другие более современные наборы. Но «Пламя» остаётся в нашей памяти и в памяти любителей конаковской майолики как первенец современной интерпретации формы, декора и технологии, слитых талантом художницы в выдающееся произведение декоративно-прикладного искусства, ставшего продуктом серийного производства. Это произведение входит в золотой фонд Государственного музея керамики в Кускове.
Бубнова Е. А. Конаковский фаянс. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – 228 с., ил.
Левина Мирра Ароновна родилась в 1914 году в Запорожье. В 1952 году окончила Московский институт декоративного и прикладного искусства. 1952–1959 – художник-скульптор на ЗИКе (Заводе имени Калинина). Основной профиль работы – формы посуды и декоративная скульптура («Женщина-агроном», «Китаянка» и др.), а также росписи: фруктовый набор «Пламя» (форма и роспись), конфетницы, вазы, пепельницы, различные кувшины и др.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив