Первая часть: Как и зачем открывали Америку
Пока Испания с Португалией довольствовались благочестивым католицизмом и господством на морях, в «туманном Альбионе» вовсю шли религиозные бои. Реформация (отход от традиционно католицизма, отказ подчиняться Папе Римскому) связана не только с именами Мартина Лютера (в Германии) и Жана Кальвина (во Франции, странах восточной Европы, и в особенности в Голландии). В Англии рождался свой особый тип протестантизма: англиканство. И не последнюю роль здесь сыграл король Генрих VIII (образ которого отчасти лёг в образ «Синей бороды» — ну помните сказку про маньяка-убийцу жён?). Именно при нём Англия послала Папу и католицизм к чёрту, а потом тоже самое повторила и королева Елизавета I — знаменитая королева-девственница, в честь которой английские путешественники собственно и назвали первую английскую колонию новой земли «Вирджинией» (от латинского «virginis» — «дева»).
Так вот, если английские короли позволяют себе (по объективным причинам) посылать Папу подальше, то что для них значит папская булла на испано-португальское исключительное право колонизировать Америку? Правильно, совершенно ничего не значит. Елизавета I даёт добро на экспедиции в 1585 и 1587 гг. в Северную Америку, но обе попытки оказались неудачными (в том числе благодаря известному «гостеприимству» краснокожих). Однако, начало было положено.
Первое же постоянное английское поселение в Америке возникло в 1607 году, в период правления Якова I, в честь него же и названо: Джеймстаун (Яков = Джеймс). Кстати, именно это поселение показано в диснеевском мульте «Покахонтас», где дочь вождя влюбилась в реального первопоселенца Джона Смита.
Успех новой колонии легко объяснить участием в компании частного капитала: экспедицию финансировали городские буржуа, заинтересованные в торговле. Так в Англии были созданы первые две американские морские компании: «Лондонская Виргинская компания» (территории юга), и «Плимутская компания» (территории севера). Однако к большому разочарованию вкладчиков, ни золота, ни серебра колонисты не нашли. Дело могло оказаться провальным, если бы английский фермер Джон Ральф (за него вышла замуж реальная Покахонтас) в 1612 году не скрестил местный индейский табак с бермудским. Так возник знаменитый Вирджинский табак (весьма популярный и в наши дни), колония на долгие годы была обеспечена деньгами, а индейцы и белые на какое-то время «примирились» благодаря тому самому браку (среди потомков Ральфа и Покахонтас между прочим были жены двух президентов США — Вильсона и Рейгана).
Так капитализм неизбежно побеждал феодализм, новое время побеждало ренессанс, а эпоха разума побеждала церковные предрассудки. Англии суждено было стать новой «королевой морей», и американские колонии должны были ей в этом помочь.
Чтобы знать об истории еще больше,
подписывайтесь на нас в инстаграме: инста-проект «Хистори»