Счетная палата вычислила, что все заработанное российские вузы тратили на зарплату, налоги и просто поддержание жизнедеятельности. При этом на долгосрочное развитие бюджеты не закладываются, а перерасчет стоимости обучения в дистанционном формате пока не производился. Если оставить конкретные претензии аудитора за скобками, то хочется помечтать, что бы мне хотелось развить в вузах в ближайшие десять лет.
1. 100% цифровизация документооборота.
Да, все движение документов уже давно является электронным, но по-прежнему надо подписать живую ведомость для деканата или получить индивидуальный приказ. Для этого можно использовать цифровую подпись и не ходить по инстанциям, переводя бумагу.
У нас есть электронные зачетки, сейчас появятся трудовые книжки, работает электронное расписание и учет студентов/преподавателей, но большинство документов вроде учебных планов или дорожных карт нужно заполнять в файле и отправлять по почте! Было бы проще иметь шаблоны для всех возможных документов в единой базе, где они же архивируются.
2. Развитие цифровых издательств.
Университеты по-прежнему издают бумажные книги и журналы, объявляя конкурсы среди работников на оплату выпуска тиража. Поскольку желающих больше, чем возможностей у вуза, то преподаватели уходят в сторонние коммерческие издательства, в том числе цифровые. Было бы логично развивать собственную издательскую базу книг и журналов, которые продаются, главным образом, в цифровом формате.
3. Более гибкая система дополнительного образования.
Большим вузам сложно конкурировать с коммерческими образовательными проектами, которые оперативно запускают актуальные учебные курсы, реагируя на спрос. Пока преподаватели утверждают учебные программы, разрабатывают программы дисциплин, а бухгалтерия подсчитывает затраты вуза на обучение одного человека, интерес к продукту может упасть.
Хотелось бы пользоваться упрощенной процедурой согласования коротких коммерческих курсов, как офлайновых, так и онлайн, в соответствии с разработанной сеткой тарифов на их разные виды. Очевидно, что в ближайшее время рынок онлайн-образования будет только расти, а вузы могли бы занять в нем достойное место.
4. Стимулирование научного креатива.
Сегодня рабочая неделя преподавателя складывается из метаний между наукой, методической разработкой, работой в аудитории, работой с документами, внеучебной работой со студентами, где сложно сфокусироваться на чем-то одном. Вспоминается опыт компании Google «20%», когда до 2011 года сотрудникам давали один «выходной» от основной работы день, когда они могли заниматься своими проектами, но в итоге свои проекты становились продуктами компании.
Такой формат поощрения инновационной деятельности, конечно, характерен только для IT-отрасли, но иногда кажется, что условный выходной для того, чтобы заняться теми проектами внутри вуза, которые действительно интересны и не выматывают, как работа с документами и отчетностью, был бы полезен.
5. Инвестиции в здоровье сотрудников.
Здоровый преподаватель – эффективный преподаватель. Конечно, в вузах есть и программы ДМС, и профсоюзные путевки, и сдача нормативов ГТО, а также особая забота о тех, кто работает во вредных условиях, но все это не очень похоже на системную работу с качеством здоровья. Опять же можно было бы воспользоваться опытом отдельных коммерческих компаний и доплачивать ученым, которые сбросили вес или бросили курить.
Подписывайся на канал, чтобы планировать не на неделю, а лет на 10 сразу