Не рожденные аристократами, но очень желающие ими стать, в Англии, в начале XVII получили уникальную возможность: правящий король Яков I из династии Стюартов ввел тарифы…на титулы! Теперь мечта тщеславных и амбициозных могла осуществиться! Это до Якова стать графом или бароном можно было за выслугу, за особое доверие короля, за древность рода. А вот при этом государе ситуация поменялась кардинально.
Дело в том, что Яков I нуждался в пополнении казны. Он взошел на престол 24 марта 1603 года, после своей родственницы, Елизаветы I Тюдор, и стал одновременно шотландским и английским государем. Сначала обрадованный правитель стал щедрой рукой раздавать рыцарские и прочие звания, но постепенно, по мере того, как возрастали его расходы, решил титулы… продавать.
Перед этим Яков I попытался увеличить налоги, но Парламент отказал ему в этом праве. Государь пригорюнился: ему нравились предметы искусства, он неплохо относился к театрам, а еще любил баловать своих фаворитов. Самыми известными из них стали Роберт Карр Соммерсет и хорошо известный всем герцог Бэкингем, которого английский король любовно называл «Стини».
Вот чтобы у разнообразных «Стини» хватало средств на развлечения, Якову и пришлось продавать титулы. За тысячу 80 фунтов стерлингов в пользу казны, начиная с 1611 года, любой мог стать обладателем нового титула «баронета». Это было совершенно новое звание, без аналогов во Франции или в Испании. В английской «табели о рангах» титул находился между бароном и рыцарем.
Баронет стал титулом наследственным (и только по мужской линии!), но его обладатель не мог заседать в Палате лордов. Самого носителя титула было принято называть «сэр», его супругу – «леди». Одним из известных баронетов в английской литературе стал персонаж романа Уилки Коллинза «Женщина в Белом», сэр Персиваль Глайд. Так вот его супругу в обществе называли леди Лора Глайд. Все в строгом соответствии с законом от 22 мая 1611 года.
Более серьезный взнос требовался тем, кто желал возвыситься до виконта, графа или барона. Только герцогский титул остался неприкосновенным: ведь герцог – это почти принц. Всего же за время царствования Якова I различные титулы получили почти 4 сотни человек. Больше всего оказалось рыцарей – 300. Остальные стали маркизами, графами, лордами, и несколько человек (не за взнос в казну, а исключительно по велению Якова Стюарта) герцогами.
Некоторые из английских дворян с помощью новой возможности старались встать на одну ступень выше занимаемой. Например, аристократ по рождению Генри Монтегю в 1620 году купил титул виконта Мандвила, а годом позже его брат Эдвард приобрел право именоваться бароном. При Дворе на них смотрели немного косо, но вот уже их потомки чувствовали себя намного увереннее.
Интересно, что купить титул в Англии можно было до 1707 года, то есть, почти столетие. И если тогдашние баронеты считались выскочками, почти как нувориши, то сейчас у них в запасе уже целая многовековая и респектабельная история. Исключение было сделано только в 20-м веке, когда баронетский титул пожаловали супругу Маргарет Тэтчер. Что касается других титулов, то и сейчас они есть «в свободном доступе», но, правда, для ограниченного круга лиц. К гордому званию обычно прилагается дорогостоящее поместье с плохо отапливаемым замком.
А возвращаясь к королю Якову: его попытки спасти казну продажей титулов успехом не увенчались. Своему сыну и преемнику Карлу I он оставил баснословный государственный долг – миллион фунтов стерлингов.
#наука #интересные факты #великобритания #королевская семья великобритании #бюджет
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!
Не забывайте про Лайки: они помогают развитию канала!
Перепосты в социальные сети приветствуются! С вашей помощью больше читателей смогут узнать об интересных публикациях!