Сказание о Купале и Оберене (Оборотне, Оборотном Купале) и Костроме, поминаемое на Русальной неделе в начале июля, - весьма старое, однако и оно сохранилось.
А особенно хорошо — на Западе, где Обереня именуют князем эльфов и фей Обероном. Популярен его образ стал после того, как Вильям Шекспир рассказал о владыке царства Ночи Обероне и о его супруге Титании ("Сон в летнюю ночь"). Древний языческий бог, благодаря перу Шекспира, вышел из тени и занял подмостки театров по всему миру, явился на экранах кино — будто и не уходил никуда... И тут следует заметить, что в продолжающуюся ныне Ночь Сварога тени особенно сильны, а светлые боги, став Звёздными Странниками, странствуют бог весть где...
А вообще-то Оберень-Оберон, хоть он и тёмный бог, и в любви его пути весьма извилисты, а то и запретны, — но он обожает театр, и имеет вкус к поэзии... Не потому ли, "нетрадиционных" последователей Оберона поныне так много на сцене и в искусстве?..
Но всё же Оберень-Оберон светит лишь отражённым светом, а истинная поэзия — идёт от Солнцебога Купалы, славянского Аполлона...
И да, греки и латиняне называли Аполлона — Аполлоном Гиперборейским, богом северян-гипербореев... Мы же именовали его Купалою (греки в сем имени расслышали "Аполло")... Да и мы затем, когда познакомились с собственно греческим Аполлоном, не могли не узнать в нём родного Купалу-Близнеца, а потому в Ведах Руси он именуется также "Аполовинем", богом светлой половины дня, ведь брат его близнец Оберень — бог ночи.
Помнили мы и о битве Купалы с Змиуланом-Питоном (битва Аполлона с Пифоном), после коей был утверждён дельфийский оракул. И вспомним, согласно античной традиции, первым жрецом Аполлона стал гипербореец, носящий славянское имя Олен, или Олень...
***
А кстати, Оберона в европейской традиции нередко и смешивали с Аполлоном, а значит, с Купалою... Его так и изображали практически Аполлоном, в классической академической живописи... А ведь такое смешение характерно и для самих античных греков, не во всём разделявших северную традицию (достаточно вспомнить историю Аполлона и Гиацинта)..
Но в знаменитом голливудском фильме "Сон в летнюю ночь" 1935 года, князь Оберон уже представлен по северным канонам:
Посему и современные художники Оберона видят и изображают... так скажем... более реалистично. Даже и с купальским цветком в руке...
Ну да, не слишком привлекательный персонаж — прямо звезда гей-парада... Не потому ли и память у нас, на Севере, о нём был почти стёрта? Однако его всё же не забыли на Западе, где и поныне он борется за свои не слишком традиционные (хотя по своему и традиционные, ибо уж больно старые), права; да там он уже и почти победил...
Сказание о Купале и Оберене
Итак, после освобождения из Нави, владыка Купала занял Трон Сварги. С тех пор и доселе его почитают покровителем любви, мудрости, поэзии и музыки, врачевания — всех искусств!
Но не смотря на свою всемирную славу как бога, который споспешествует миру и любви, первым его деянием была война — сокрушение своего тюремщика, Сивого Мориана, обернувшегося драконом Змиуланом.
И тут следует вспомнить, что тогда Сивый Мориан всюду распустил слух, будто Купала потому столь долго находился в его владениях, что был не более, не менее, как его сыном!
***
В самом деле, он имел некоторые основания так считать, ибо Сивый Мориан являлся Тенью Велеса, а отцом Купалы был сам Семаргл сын Сварожич - лик Велеса... С отцовством в мире богов ещё сложнее, чем в мире людей!
По-своему Сивый даже привязался к Купале за столько веков. Многому его обучил, в том числе поэзии, зодчеству, музыке, плясу... В той части, где эти искусства сродни волшебству Марабеля, то есть используют стопы, тонику и ноты, расчёты и даже правило Золотого сечения...
Вместе с Семарглом Сварожичем, как Тень всех ликов Велеса, слившихся воедино магией Марабеля, он являлся на Купальские мистерии и даже сватался к Ночи Купальнице. И в конце концов, в одну из Купальских ночей Сивый Мориан, Владыка Теней и Ночи, и похитил Ночь Купальницу! И с тех пор она пребывала в Нави...
***
Сие вызвало возмущение во всей Вселенной! И тогда сам Семаргл Сварожич отправился к отцу Сварогу, занятому вечной войной в иных звёздных мирах и отражающего там нападения Драконов Безвременья.
И они вместе, как и в эпоху войн против Чёрного Змея, выковали новое оружие — волшебные лук и стрелы, кои только и могли одолеть Владыку Нави. И также, как во времена изначальные, когда были скованы плуг и ярмо, кои несли не смерть, но даровали жизнь, так и новое оружие Сварога — даровало не смерть, но любовь, а значит любовью небесные кователи и желали одолеть зло...
И передали они сие волшебное оружие Купале, богу любви, ибо лишь он в звёздную эпоху Близнецов и был вправе пользоваться сей силою.
И вот вечно юный, светозарый Купала Огнебожич понёсся по лазурному небу с волшебным луком и колчаном со стрелами любви за плечами.
Грозный, сияющий ликом, на крыльях ветров нёсся Купала Борейский высоко в поднебесье. И так он устремился к Хвангур-горе, кою обвил своими кольцами Змиулан.
***
Сивый Мориан, как большой любитель розыгрышей, решил подыграть Купале, коего он по-прежнему почитал сыном. И потому он обратился в чудовище, коего не видел свет. Пусть-де сын, молодой Владыка Вселенной, порадуется победе, не в этом ли и есть его отцовский долг? Да и так первый подвиг его будет славен в веках...
В ярости, искренности коей легко было поверить, Змиулан крушил всё вокруг, скалы и горы, ломал вековые деревья. Русалки ныряли поглубже в омуты, а лешие прятались кто куда. Опустошение и раззор, кои он сеял вокруг, сразу и ужасали, и приводили в восторг! Это было зрелище что надо!
Змиулан раскрыл жуткую пасть и, казалось, был уже готов проглотить златокудрого бога Купалу! Но тут послышался звон тетивы волшебного лука и золотые стрелы снопами молний посыпались на чудище-юдище!
Дело было сделано, Змиулан пал бездыханным... И никто, даже сам Купала, не заметил, как Сива, последний раз воспользовавшись магией Марабеля, тихонько ускользнул в Навь, оставив вместо себя груду камней, всеми принятую за его поверженное драконье тело... Сыну же Купале в подарок он оставил сам камень Марабель, украшавший доселе корону, что пала с головы поверженного дракона.
И громко зазвучала победная песнь Купалы! Так что Сварожич Семаргл даже обеспокоился судьбою Змиулана. Остаться вовсе без тени, он бы не желал... Но как такое могло случиться, если стрелы Купалы несли не смерть, а любовь?
Впрочем, явившийся вскоре к нему в тени Сивый успокоил Сварожича, а потому и наказание за пролитие «родной крови», полагавшееся в таких случаях, сочли излишним, а представление вполне удачным.
Тогда сама Мать Земля, родительница драконов, не зная о розыгрыше, была удивлена и разочарована тем, что Купалу не лишили Трона Сварги, подобно Радогасту, пролившему кровь Денницы. Купалу лишь принудили «очиститься» служением на земле. И он потом в искупление недолго пастушествовал и играл на свирели где-то на острове Крит.
А потом на месте гибели змея, в святилище Матери Земли, жрец Купалы по имени Олен, учредил оракул и ежегодные поминовения в честь Питона-Змиулана. Дабы все в мире не только уверовали в величие победы Купалы над силами зла, но и почтили поверженного дракона.
А после сего все боги Белого Совета принесли присягу новому Владыке Вселенной, и даровали ему ключи от семи Запретных врат, оставив, конечно, и себе возможность там проходить и поить волшебством свои самоцветы.
* * *
После воцарения на небесах, Купала Огнебожич вновь собрал Белый Совет, дабы пересмотреть дело Купалы и Костромы, ибо теперь слово его было решающим.
После недолгого совещания и прений новый Владыка Вселенной объявил не имеющим силу прежнее решение Белого Совета Сварги. Тем паче, что Тень Купалы, — именуемый с тех пор также Купалою Оборотным, а чаще Оберенем,— отделённый от Купалы Огнебожича волшебством Марабеля, не мог почитаться родным Костроме. В самом деле, кровь оборотня всё же имела иную природу, да и отныне отцом его почитался не Семаргл Сварожич, а Сивый-бог.
И так Оборотный Купала и сестра его Кострома получили прощение и свободу. Однако Кострома столь привыкла быть царицею цветов, что не желала уже иного. Но Оберень решил разделить с «братом» власть над всеми мирами и так, обретя плоть, он занял двойной Трон Сварги, трон Близнецов, рядом с Купалою Огнебожичем.
Также как и Огнебожич, Оберень отныне мог пускать стрелы Сварожичей, пользоваться волшебством семи камней и именоваться Владыкою Вселенной, но притом он сохранил и связь с поверженным Сивою-богом.
Тень Купалы — Оберень, именуемый иными Купалою-Доном, или Купидоном, сотворил немало таких дел, кои в конце-концов и лишили его власти, хотя поначалу ему прощалось Купалою слишком многое...
Так он продолжил извращать пути любви и после истории с Костромою. О сём свидетельствует его связь с юным сыном одного из земных царей Несмияном. Его он «полюбил» частью своей души, оставшейся женской после слияния с Костромою в едином цветке.
Дабы ещё более не запутать и без того непростое положение, сего юношу обратили цветком (гиацинтом), после того, как тот случайно погиб во время игры в свайку. Юноша в игре споткнулся и упал, ударившись головою об острый конец свайки, который кинул пред тем Оберень...
И тогда Купала предупредил брата, что сей удар уберег его от возвращения проклятия. Но это в последний раз...
Купала Оборотень, как и брат Купала Огнебожич, также обладал силой, данной Близнецам Сварожичами: он мог пронзить сердца стрелами любви.
У сих стрел был только один запрет, они не могли заставить ни влюбиться, ни полюбить тех, кто их выпускал. И нередко Оберень пользовался сей силою ради забавы, он путал нити любви и жестоко смеялся над влюблёнными.
Как-то он и сам влюбился в дочь Зимцерлы младую цветочную вилу Настю Заморевну. Но заставить её полюбить себя он не мог. К тому же в борьбе за руку прекрасной Насти, у него был соперник — сам юный князь Яр Асгастич, освободивший его брата Купалу из заточения.
Дабы отомстить сопернику, он пустил свои не знающие промаха стрелы, и от сего Купавка, что ранее была влюблена в Яра, вдруг безумно полюбила его брата, другого сына Асгаста Сварожича — Асеня. Асень же, ранее влюблённый в Купавку, вдруг полюбил Настю. А Настя, влюблённая прежде в Яра, вдруг охладела ко всем... Самого же Яра он оставил мучиться от неразделённой любви к прекрасной Насте и ссориться с другом. Вот такая вышла неразбериха!
Князя Яра это конечно бы не остановило, ибо он не знал удержу и поражений. Да и вила Настя, несмотря на заклятье Обереня, во сне продолжала любить Яра. И она была уже готова очнуться от его чар...
В приступе безумной ревности Оберень обратился тогда драконом и набросился на Яра и Настю. Выпустив из пасти струю пламени, дракон прожёг проход меж мирами, и так отправил влюблённых в Навь, в Страну Забвенья... Где они и пребывали потом тысячу лет до начала следующей звёздной эпохи, когда волшебство Обереня рассеялось...
Ворон же, слуга Велеса, принёсший о том весть Купале Огнебожичу, из белого стал чёрным и от печали, и от огня. С него спало заклятье Меланеля, наложенное прежде Деваною...
И печаль была в Сварге по Яру... И по воле Купалы лишён был Оберень Трона Полярной Звезды...
* * *
После сей истории Оберень Сивый ожесточился, в нём пробудилась кровь самого Сивого Мориана. Он обратился драконом и, подобно отцу, стал требовать себе в жертву юных земных красавиц.
И однажды, когда он явился на вершину холма, где его ждала очередная жертва, он узрел привязанную к столбу девушку, краше которой он не видел доселе во всех мирах. Это была Тая, дочь земного царя Богумира, в кою воплотилась сама богиня Ночь Купальница. По крайней мере так тогда считали на земле, признавая и самого Богумира вновь явившимся, обретённым Сварогом.
Оберень, обернувшийся змеем, похитил её с вершины холма, как когда-то похитил Ночь Купальницу и его отец Сивый Мориан. Он отнёс Таю в дивный сад на краю света, где был построен его чудный золотой дворец.
И там являлся он Тае только невидимым, ибо боялся быть узнанным. Всё же в прошлых жизнях Купальница была его матерью, а это вновь могло быть истолковано, как нарушение Сварожьей заповеди...
Тая Купальница стала жить во дворце Обереня в счастье и довольстве, и только одно её огорчало, она сильно тосковала по родителям и особо по сёстрам — Заренице и Вечернице, кои также были обретёнными богинями.
Узнав о том, Оберень рёк ей: «Любимая супруга! Ты можешь призвать в гости родных, но будь осторожна! Одари их, но не слушай советов, и не старайся меня увидеть, иначе разрушишь наше счастье, а себя обречёшь на погибель!»
Тая обещала слушаться, а затем призвала владыку ветров Борея. Тот вмиг принёс её сестёр на край света и опустил перед дворцом.
С радостью встретила их Тая, обняла и зазвала во дворец. Увидели сёстры всю эту красоту, богатство, и тут зависть охватила их. Принялись они выспрашивать Таю: кто её муж, да каков он собой. Памятуя о своём обещании, Тая рекла, что её муж — прекрасный юный витязь, победивший дракона, который её похитил когда-то. А сёстры всё приставали к Тае с расспросами о муже. Доверчивая Тая решила, что сестры искренне любят её. Забыла она, что ранее сказала им, будто муж её молод и прекрасен. На другой раз она рекла, что он — могучий воин и царь, виски коего покрыты сединою.
Догадались сёстры, что Тая не ведает, кто её муж на самом деле, и что это тот самый змей, который её похитил. И принялись нашёптывать ей коварные советы: «Прежде чем улечься спать, укрой в постели острый нож. А когда твой муж-змей уснёт, зажги лампаду и убей его! И тогда все его сокровища станут нашими!».
Уговорив Таю, они поспешили покинуть дворец, так как сами боялись змея. Испуганная и расстроенная, Тая сделала всё так, как уговорилась с сёстрами. Она приготовила лампаду и острый нож, а когда муж уснул, осторожно зажгла свет и склонилась над ним.
Нет это был не ужасный змей, а прекрасный, вечно юный бог любви златокудрый Оберень! Она спрятала приготовленный к удару нож. Очарованная, исполненная нежности и любви, она склонилась и поцеловала его.
И в этот миг горячая капля масла из лампады упала на плечо Обереня. Он проснулся, и, узрев Таю, заплакал. Затем обернулся змеем и ринулся в окно.
Тая хотела задержать его. Обняв мужа-змея, она тоже поднялась в небо. Но Оберень, опустившись на ближайший тополь, отпустил её и молвил:
— Ты ослушалась меня и теперь наша тайна открылась! Теперь всем станет известно, что ты — Ночь Купальница — моя супруга, но ты же и в прошлой жизни моя мать, что запрещено Сварожьими заповедями, и нам теперь не избежать кары!»
Тут ударила молния, раздался гром, и по решению Белого Совета Оберень вновь обратился цветком, а Таю боги обратили в чернокрылую бабочку, порхающую над ним...
Так и закончилась земная жизнь Тени Купалы, великого князя альвинов и цветочных вил — Обереня...
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси