Многие авторы (и в России и за рубежом), пишущие о меховой торговле с индейцами, просто констатируют факт отправки драгоценных шкурок в Европу. Некоторые добавляют, что из меха бобра делали шляпы. Однако, мало кто пишет об обработке меха, его сортах и хитростях шляпных мастеров, а это очень занимательный процесс.
Предлагаю, вам дорогие читатели, вместе перенестись в 18 век, во Францию - законодательницу мод и разобраться, что же делали со шкурками бобра из Канады на шляпных мануфактурах Парижа.
Виды шкур
Сезон добычи бобров длился с ноября по апрель, время когда у животных вырастал густой подшерсток. Бобров ловили в капканы-ловушки у водоемов. Разрушали хатки, а потом били топорами и острогами в прорубленной полынье, когда бобры всплывали подышать или ловили сетями в водостоке.
Французские торговцы делили шкуры бобров на три вида - новые бобры, худые бобры и жирные бобры (castors neufs, castors secs, & castors gras). Новые бобры - шкурки животных, которые были убиты зимой и перед линькой. Это мех шел главным образом на изготовление меховых изделий.
Худые бобры, также известные как тощие - это шкуры бобров, добытые на летней охоте. К этому времени бобр линяет и лишается части своего ценного подшерстка. Сухих бобров также использовали для производства меховых изделий, но главным образом они шли на производство шляп.
Жирные бобры - это индейский секонд хенд, шкуры, которые были куплены у аборигенов после носки. Мех был пропитан пото-жировыми выделениями бывшего владельца, отсюда и название. Жирный бобр лучше сухого, но использовался только на производстве шляп, наверное излишне говорить почему).
Шкуры бобров продаются тюками или пачками (ballot), каждая пачка весит около 120 фунтов, примеренное количество шкур в прачке от 72 до 76 больших, до 140 маленьких.
Первичная обработка
Бобры добыты, шкурки сняты и очищены от слоя жира и мяса, просушены, упакованы и отправлены во Францию. Пачки привозят в шляпную мануфактуру, где их разделяют на 4 части, называемые навеской (pesée). В каждой навеске от 18-19 больших шкур до 35 маленьких, это дневная норма рабочего по первичной обработке - дергальщика (l'arracheuse).
Задача дергальщика удалить со шкурки грубые остевые волосы и оставить только подшерсток. Для этого шкуры расстилали на мольбертах без какой либо подготовки,если только шкура не была слишком жесткой и сухой. Для этого ее слегка смачивали водой с внутренней стороны.
Многие мастера запрещали своим работникам такой прием, утверждая,что смачивание ухудшает качество меха при обработке и служит лишь для облегчения труда дергальщика.
Мольберт это выгнутый наружу деревянный планшет, размером 4 на 4 фута. Мужчины обычно работали стоя и тогда мольберт лежал на наклонной плоскости, а женщины сидя, тогда мольберт лежал на столе.
Шкурку на мольберт клали хвостом от себя и закрепляли двумя веревками, которые оканчивались стременами - устройство (tire-pié) позволяющее натягивать и фиксировать шкурку ногами во время работы, впрочем некоторые фиксировали шкуру коленями у нижнего края мольберта.
Шкурка уложена и дергальщик начинал работу инструментом под названием струг (plane). Струг это обоюдоострое лезвие с двумя ручками длиной около трех футов и шириной от четырех до пяти дюймов.
Работа стругом было очень тонкой, деликатной операцией. Дергальщик легкими, круговыми движениями слегка касался шкуры, чтобы удалять только остевые волосы, не касаясь подшерстка. Шкура лежала головой к рабочему, поэтому он работал по направлению роста волос, а не против него.
Гладильщик
Когда со шкуры удалены грубые волосы, то следующий этап работы совершает либо сам дергальщик, либо его помощник, называемый гладильщиком (repasseuse). Он долелывал работу дергальщика по краям шкурки, там где действовать стругом было не удобно.
Для этого гладильщик использовал маленький острый нож, он зажимал большим пальцем остевые волосы и аккуратно их удалял с помощью ножа. Чтобы не порезаться на большой палец левой руки надевался кожаный напальчник (poucier).
Опытные дергальщик и гладильщик в паре могли обработать до 2 навесок.
Закройщик и красильщик
Когда шкуры "отструганы и отглажены" их отдают закройщику (coupeuses), который выбивал шкурки от пыли. После выбивания, шкурки поступали на покраску (Rougir les peaux).
Покраской называли процесс обработки водным раствором азотной кислоты (с долей воды от 1/3 до 1/2 ) в зависимости от качества кислоты). Раствор равномерно наносили грубой щеткой с меховой стороны щкурки. Считалось, что такая обработка укрепляет мех и улучшает его связующие свойства, когда шляпник валяет войлок для шляп.
Далее шкурки отправлялись в сушильную камеру, где их подвешивали по две на крючки. Чем жарче было в сушильной камере, тем лучше просыхали и "прокрашивались" шкурки.
Резка
После сушки шкурки опять попадали к закройщику. Он слегка увлажнял их мокрой тряпкой и оставлял на день в темном прохладном месте. Увлажнение существенно облегчало процесс стрижки шерсти, но ухудшало настроение шляпных мастеров. Оплата за шерсть была сдельная (за 1 фунт), а влажная шерсть весила больше, чем сухая, и хоть шляпники ворчали, закройщики все равно мочили шкуры.
Закройщик укладывал шкуру на доску или планшет длиной около трех футов и шириной в полтора фута. Затем он брал инструмент, называемый камбалой (carrelet), он представлял из себя квадратную щетку-чесалку с мелким гребнем. Этой чесалкой он распутывал слипшуюся после "покраски" шерсть.
Процесс съемки шерсти со шкуры совсем не напоминал процесс бритья. Закройщик клал на шкуру брусок весом около 4 фунтов, чтобы зафиксировать материал. Затем, в правую руку он брал очень острый нож и округлым лезвием, а левой приподнимал шерсть, причем вдоль роста волос, а не против.
Закройщик вертикально приставлял к выбранному участку лезвие ножа и катал его справа налево и слева направо. Таким образом он миллиметр за миллиметром срезал мех и переставлял нож вдоль шкуры. Мех срезался,как можно ближе к поверхности кожи, но очень аккуратно, чтобы частички кожи не срезались и не смешивались с мехом, т.к. это портило качество будущего материала для шляпы.
Обстриженные шкуры продавались бондарям, которые резали их на ремешки для изготовления обычных сит; старьевщикам для изготовления клея; шорникам для изготовления чулок для лошадей; мастерам по изготовлению дорожной тары для обшивки кофров.
Сортировка меха
Не весь мех на шкуре бобра одинаков. Он подразделялся на три сорта - белый, красивый черный и английский (le blanc, le beau noir, & l'anglois). Закройщик, при обработке шкуры, сортировал все эти три сорта меха, складывая в отдельные корзины.
Белый это мех с живота бобра, он шел на изготовление светлых, белых шляп. Красивый черный это мех со спины, шел на изготовление черных шляп. Английский - мех с боков, использовался для изготовление самых красивых и качественных шляп, т.к. этот мех имеет самый длинный размер. Кроме того, его иногда приобретали мастера по изготовлению чулок, чтобы мешать бобровый мех пополам с шелком.
Недостача жирного меха
Для изготовления шляп обязательно требовалось наличие жирного меха бобра. Его добавляли 1 к 5 к обычному меху. Поэтому стандартная покупка бобрового меха состояла из 5 пачек сухого меха и 1 пачки жирного.
Если жирного меха недоставало, поступали следующим образом. Брался самый короткий, некондиционный мех и помещался в мешок, который опускали на 12 часов в чаны с кипящим бульоном. После такой обработки мех вынимали, и сушили, сначала на открытом воздухе, а потом в сушильной камере.
Такой мех компенсировал недостачу индейского секонд хенда, но не компенсировал потерю качества.
Изготовление шляп
Собранный мех упаковывали в бочки и поставлялись валяльщикам, т.е. мастерам, которые изготавливали материал для шляп. Я не буду описывать сам процесс, скажу лишь, что шляпы из чистого бобра были по карману только состоятельным людям.
Тем более, что они были "экологически чистыми", т.к. из-за структуры бобрового меха он не нуждается в обработке ртутью, чтобы быть хорошо сваленным в войлок, в отличии от меха кролика и прочих животных.
В основном бобровый мех смешивался с другими видами шерсти. Королевский указ гласил, что:
1. Шляпы из бобра действительно будут из чистого бобрового меха.
2. Шляпа из полубобра будет только из шерсти викуньи и бобра:
3. Можно использовать мех кролика, верблюда и других, смешав их с шерстью викуньи, но только не шерсть зайца, которую запрещено использовать правилами для изготовления каких-либо шляп.
4. Можно смешать викунью и вышеупомянутый мех с бобром, в таком количестве, в каком удобно.
5. Смешивание и валяние шерсти должно происходить так, чтобы позолота (наружный слой шерсти на шляпе) не состоял из бобрового меха (т.е. не вводил покупателя в заблуждение).
6. Качество шляпы должно быть отмечено на тесьме с внутренней стороны тульи. C для бобра, CD для полубобра, M для смеси мехов и шерсти, и L для шерсти.
7. Любой из мастеров или рабочих, занятых в шляпном производстве, будет наказан, если у них обнаружат шкуру или мех зайца.
8. Для соблюдения этих новых правил шляпные мастерские и шляпные магазины будут проверяться ответственным лейтенантом полиции.
Источник: "Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел" под редакцией Дидро и Д'Аламбера. Статьи - Шляпа, Бобер.