Родители, мы часто такие РОДИТЕЛИ, разные но так часто с головой окунающиеся, нет, даже тонущие в собственных детях.
Знаю-знаю, в этом месте однозначно найдутся те кто скажет что-то типа: «Это ведь дети, наше продолжение, мы должны отдавать им всех себя БЕЗ ОСТАТКА!», или еще похлеще «Не надо было рожать, раз нет инициативы в воспитании!»
«Тише-тише!», отвечу я всем ЯЖМАТЕРЯМ и ЯЖОТЦАМ, - «давайте все по порядку»
Итак, давайте представим себе планету Земля и Солнце. Как происходит их взаимодействие? Солнце светит, а Земля принимает это тепло и благодаря энергии тепла на Земле возможна жизнь.
С одной стороны Солнце ведь СВЕТИТ, т.е. выполняет свою «родительскую» функцию», а Земля, принимая тепло, выступает в качестве «ребенка» и все кажется очевидно – «Родитель» отдает, а ребенок «принимает». Но не спешите.
▪ Следующий вопрос: благодаря чему у Солнца есть возможность светить?
▪ Ответ: благодаря термоядерным процессам, которые в нем происходят.
▪ Вопрос: может ли Солнце «не отвлекаться», на темоядерные процесссы внутри себя и «не отвлекаться» на всякие «внутренние глупости» ради главного, т.е. освещения Земли?
▪ Ответ: нет, не может.
▪ Вопрос: почему не может?
▪ Ответ: потому что сама по себе функция Солнца выделять тепло в сторону Земли завязана на термоядерных процессах.
Понимаете?
Первым делом внутренние термоядерные процессы Солнца (!!!) и уже только следом, КАК РЕЗУЛЬТАТ, выделение такой важной и живительной для Земли энергии в виде света и тепла.
Тепло – РЕЗУЛЬТАТ ЖИЗНЕННЫХ ПРОЦЕССОВ СОЛНЦА, и работает это именно в таком направлении, а никак не в обратном!
Почему-то, когда дело касается воспитания, у нас срабатывают другие аналогии, обратные естественным биологическим процессам и мы отдаем себя БЕЗ ОСТАТКА, забывая, что ИСТОЩАЯСЬ, У НАС КОНЧАЮТСЯ РЕСУРСЫ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ КЛЮЧЕВЫМИ В ВЫСТРАИВАНИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ: навык выслушать, осознать эмоциональные потребности, принять эти потребности, разобраться каким образом эти потребности можно эффективно реализовать, или, если это невозможно, то помочь уже самому ребенку осознать это и справиться с этим…
ИТАК, «ПРАВИЛО КИСЛОРОДНОЙ МАСКИ»: помните, когда стюардессы проводят инструктаж в самолетах перед началом полета, они всегда поясняют, что если в полете происходит разгерметизация, то ПЕРВЫМ ДЕЛОМ МАСКУ ДОЛЖЕН ОДЕТЬ НА СЕБЯ РОДИТЕЛЬ, и уже только после этого одевать ее на ребенка (!!!)
▪ Вопрос: Помните почему существует это правило?
▪ Ответ: потому что если родитель не позаботится о собственной жизнеспособности, и ПОТЕРЯЕТ СОЗНАНИЕ, то некому будет позаботиться о ребенке…
Прошу вдуматься в каждое слово «ЕСЛИ РОДИТЕЛЬ НЕ ПОЗАБОТИТСЯ О СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ, И ПОТЕРЯЕТ СОЗНАНИЕ, ТО НЕКОМУ БУДЕТ ПОЗАБОТИТЬСЯ О РЕБЕНКЕ».
Теперь давайте разберем детальнее:
1) «ЕСЛИ РОДИТЕЛЬ НЕ ПОЗАБОТИТСЯ О СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ»: многие ли из нас осознают, насколько важно ЗАБОТИТЬСЯ о самих себе?
▪ Вопрос: что это значит? Про что это?
▪ Ответ: это про высыпаться, давать себе отдых от бытовых забот, включать в свой жизненный процесс хобби, общаться с интересными людьми, которые способны сподвигать активнее изучать окружающий Мир, расширять границы своего восприятия, прорабатывать свои детские (и не только детские) травмы. Развитие – это не только про детские шалости – это про всю жизнь, про умение быть адаптивным и впускать в свою жизнь новые интересные возможности.
▪ Вопрос: как давать себе это время, если жизненные обстоятельства таковы, что некому передать ребенка на время отдыха?Ответ: в этом может помочь миллион самых разных идей, которые помогут занять внимание ребенка и дадут возможность родителю восстановить силы (об этом мной запущен цикл видео в Instaagram, вот первое видео из цикла - https://www.instagram.com/p/CBGuqpgqHqy/). Еще в последнее время начинает набирать силу стереотип, что давать ребенку планшет и включать мультфильмы – мувитон, на это хочется сказать, что в руках одного человека соль будет ядом, а в руках другого вкуснейшей специей.
2) «…И ПОТЕРЯЕТ СОЗНАНИЕ»: в метафорическом плане мы, родители, часто ВЫКЛЮЧАЕМ сознание, точнее ОСОЗНАННОСТЬ и ВКЛЮЧАЕМ автоматизм, тогда происходит одно из 2 последствий:
- мы или настолько сливаемся с ребенком, что нам становится уже сложно объективно оценивать происходящие с ним процессы, а значит оказывать эффективную помощь (например, когда ребенку эмоционально тяжело, но и мы сами тоже находимся в каком-то сложном процессе, ы можем позабыть о себе, мотивируя это тем, что ему сейчас сложнее и его состояние важнее, но правда в том, что не справившись со своими процессами, мы вместо «кислородной маски», можем дать «маску с чем-то опасным для здоровья»…
- или включаем режим авторитарности, который свидетельствует о том, что у нас уже просто нет сил на осознание процессов, происходящих ни в ребенке, ни в себе, но организм все-равно знает, что такое «Инстинкт самосохранения», поэтому, в таком сценарии взаимодействия мы невольно дистанцируемся от ребенка и в нашем лексиконе могут появиться такие фразы как: «Немедленно сделай вот так-то!», «Сейчас же перестать разговаривать!», «Если я сказал(-а), значит ты ДОЛЖЕН ЭТО СДЕЛАТЬ!», «Перестань со мной спорить!»
3) «…ТО НЕКОМУ БУДЕТ ПОЗАБОТИТЬСЯ О РЕБЕНКЕ»: не всегда эта фраза буквальна (хотя психосоматические процессы тоже никто не отменял и наша включенность в воспитание ребенка зависит и от нашего здоровья в том числе), но метафорически, когда мы эмоционально дистанцированы от ребенка, он остается БЕЗ НАШЕГО ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ в его жизни, по сути ОН ОСТАЕТСЯ НАЕДИНЕ или дистанцируясь самостоятельно (когда ощущает, что присутствие с эмоционально дисбалансированным родителем несет угрозу), или наоборот, всеми силами пытается вернуть себе эмоционального родителя, но, не имея знаний о законах взаимоотношений он делает это интуитивно, часто ошибочно, с помощью ярких эмоциональных поведенческих всплесков часто негативного характера, что только усугубляет взаимоотношения между родителем и ребенком…
_________________________________________________
ИТОГ: дорогие, замечательные, САМЫЕ ЛУЧШИЕ ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛИ – БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, ЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ, ДАВАЙТЕ ТАКИМ ОБРАЗОМ ДЕТЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ НА ВАШЕМ ПРИМЕРЕ, тогда, ВОСПОЛНИВ СВОИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАПАСЫ Ваши взаимоотношения РАСЦВЕТУТ НОВЫМИ КРАСКАМИ, ПОТОМУ ЧТО ВЗИМОотношения – ЭТО ТРУД, ТРЕБУЮЩИЙ ВОСПОЛНЕНИЯ СИЛ и вознаграждением Вам будет ВОСТОРГ ОТ ОБЩЕНИЯ И СПОКОЙСТВИЕ НА ДУШЕ! МИРА ВАМ В ДУШЕ, родители!
Автор: Веревкина Ольга - психолог, психолог-зоотерапевт, основатель Психологического он-лайн Центра Зоотерапии "ЛИС".
Добро пожаловать на индивидуальную он-лайн консультацию: запись по телефону, Viber, WhatsApp, Telegram 8-902-192-04-88