Это Нобель. Но не Альфред. Его имя — Людвиг. И сегодня, 15 июля (1831 года) — день его рождения.
Сын гастарбайтера
В 1914 году килограмм ржаного хлеба в Москве стоил 7 копеек, говядину можно было купить по 38 копеек за килограмм. Курс золотого рубля равнялся 0,51 американского доллара.
Капитал семьи Нобелей в это время составлял 60 миллионов золотых рублей. Они значились первыми в списке самых обеспеченных русских начала XX века по версии журнала Forbes.
А всего за 50 лет до этого Нобели были никому не известным шведским семейством, приехавшим в Россию в поисках заработка. Мужская часть их клана состояла из Эммануила и четырёх его сыновей — Роберта, Людвига, Альфреда и Эмиля.
В 1842 году основатель династии Нобелей Эммануил открыл в Санкт-Петербурге механический завод по производству разнообразной военной техники. Во время Крымской войны Нобель поставлял российской армии вооружение и изобретённые им подводные мины.
Однако после войны заказы иссякли, и в 1859 году Эммануил с двумя младшими сыновьями вернулся в Стокгольм, где Альфред вскоре запатентовал нитроглицерин и занялся его производством.
Из-за своей крайней нестабильности это вещество взрывалось при малейшем сотрясении. Трагедия следовала за трагедией. Взрывались заводы в Нью-Йорке, Сиднее, Сан-Франциско, Ливерпуле. Произошло это и в Стокгольме. Под обломками завода погибли все рабочие и младший брат Альфреда Эмиль.
Основоположник шведского социализма
Людвиг, оставшийся в России, со временем превратил унаследованное от отца предприятие в крупный машиностроительный завод «Людвиг Нобель».
При участии Роберта и Альфреда он основал нефтепромышленное предприятие «Товарищество братьев Нобель», реорганизовал транспортировку нефти из Баку, заменив перевозку в бочках перекачкой по трубопроводам, впервые в мире применил морские и речные нефтеналивные суда. Фактически Людвиг Нобель положил начало всей индустрии нефтепереработки в России, а его знаменитые предприятия — так называемые нобелевские городки — стали первой из легенд, которыми овеяно его имя.
Сегодня их называют социально-экономическим феноменом рубежа XIX-XX веков. В то время как рабочие других российских заводов зачастую ходили босиком, не имея возможности купить себе обувь, работники предприятий Нобеля нередко совершали свой вечерний променад по набережным Петербурга, Ярославля или Рыбинска в белых перчатках.
Помимо приличного жалованья, Людвиг предоставлял свои рабочим бесплатное лечение и специальные квартиры. Рядом с предприятиями строились бани. Нобель содержал школы и организовывал доставку в них детей своих работников от дома и обратно.
Людвиг Нобель основал первые в России профсоюзы, сократил рабочий день на своих предприятиях, строго следил за соблюдением всех условий найма, регулярностью выплат, следованием общему Уставу промышленности и частным «Правилам внутреннего распорядка», в том числе особенностям приёма на работу детей, подростков и женщин.
В сущности, это было началом формирования социально-ориентированного бизнеса. А некоторые исследователи даже называют Людвига Нобеля основоположником модели шведского социализма.
Вдохновитель нобелевки
Другая легенда о «русском Нобеле» связана с основанной в 1888 году в России премией его имени. Есть мнение, что не будь Людвига, возможно, не было бы и знаменитой шведской нобелевки, учреждённой семь лет спустя по завещанию Альфреда Нобеля.
И дело не только в том, что капитал Альфреда складывался при немалом участии брата. Сильное влияние Людвига на знаменитого изобретателя динамита было заметно всем их современникам.
Для любого мальчика старший брат, как правило, является большим авторитетом и образцом для подражания. А Альфред к тому же обладал, мягко говоря, не очень сильным характером, был зависимой, тревожной личностью. Широко известно, к примеру, как сильно он боялся быть похороненным заживо. А отношения Альфреда с женщинами… В 40 лет (!) он спрашивал у мамы разрешения на брак с Сарой Бернар, а, получив нагоняй, послушно порвал с ней.
Смерть младшего брата во время взрыва завода и спровоцированный ею паралич отца породили в Альфреде глубочайшее чувство вины. А смерть старшего раскрыла ему глаза на истинное отношение общества к нему и его изобретениям. Дело в том, что репортёры перепутали Людвига с изобретателем динамита и сообщили о смерти «этого торговца смертью», «этого миллионера на крови» чуть ли не с облегчением. Случившееся потрясло Альфреда. После мучительных раздумий он решил, что должен запомниться людям чем-то другим.
Жизнь всеми уважаемого «русского Нобеля» была для «динамитного короля» подлинным ориентиром. И основанная его потомками премия, несомненно, повлияла на решение Альфреда завещать свой капитал на учреждение подобной награды и в Швеции. С годами премия Альфреда Нобеля стала самой престижной международной наградой в области физики, химии, физиологии и медицины, а также литературы и деятельности по установлению мира между народами.
В России же премия Людвига Нобеля просуществовала лишь до 1917 года. В комитет по присуждению входил выдающийся химик Дмитрий Менделеев. Вручалась она один раз в пять лет только российским учёным и только за исследования в области технических наук и изобретения в сфере металлургии и нефтепромышленности. Известны имена лишь трёх её лауреатов — инженер-технолог Алексей Степанов, статский советник Всеволод Баскаков и инженер-технолог Александр Никифоров.
Возможно, со временем откроются и другие подробности существования русской нобелевки. Ведь архивы и биография Людвига, в отличие от его знаменитого брата, изучены ещё очень мало. Впрочем, в одном исследователи сходятся уже сейчас: из всех четырёх сыновей Эммануила Людвиг был самым талантливым.
Он пришёл на русскую землю 11-летним мальчишкой и до самой кончины жил и работал в России. Здесь он и похоронен. Прах его покоится в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. Людвиг Нобель врос в Россию всем сердцем. У него было огромное семейство — 10 детей.
К сожалению, революционные бури вырвали пущенные им корешки отсюда без остатка. Все предприятия были национализированы. Премия забыта. Дети покинули родину. А само имя Нобель вычеркнуто из истории страны.
Только спустя 100 лет, благодаря Фонду Людвига Нобеля, основанному в Санкт-Петербурге, память об этом выдающемся человеке стала возвращаться в Россию. Была восстановлена и Премия Людвига Нобеля. Но это уже совсем другая история, которая заслуживает отдельного рассказа.
Вероника Милославская
P. S. Прошлое не знает сослагательного наклонения. Поэтому не стоит и задумываться о том, что было бы, если бы люди в своё время прислушались к призыву «Не стреляйте в анархиста». Но так хочется хотя бы пофантазировать...