Торгово-промышленная палата Алтайского края опубликовала данные очередного всероссийского опроса „Бизнес-барометр страны“ о состоянии предпринимательства на фоне неутихающей пандемии коронавируса.
Согласно статистике, ситуация в нашем регионе далеко не радужная: почти треть предпринимателей закрыли свой бизнес или находятся в процессе его ликвидации, а половина оставшихся растеряны и не знают, что делать дальше. О положении в целом, а также о том, что происходит с бизнесом наукограда, рассказываем в нашем материале.
Господдержка: эффекта не ощутили
Задача проведенного всероссийского исследования — оценить доступность заявленной господдержки для предпринимателей и готовность бизнеса к открытию при условии исполнения требований Роспотребнадзора.
В Алтайском крае, впрочем, как и по всей России, оценка этих показателей в положительном ключе оказалась довольно низкой. Так, подавляющее большинство опрошенных предпринимателей не смогли позитивно оценить оказанные меры господдержки: 41% респондентов считают, что меры властей никак не помогли, 22% не ощутили от них хоть какого-то видимого эффекта. На то, что принятые меры в некоторой степени все же поддержали бизнес, указали 27% опрошенных, и только 10% считают, что помощь государства пришлась кстати. Заметим, 57% респондентов по разным причинам вообще не смогли воспользоваться поддержкой государства, а 21% о таких мерах даже не знали, так что полученная оценка вполне обоснована. Однако для жителей региона важнее другое: что имеем в итоге. А картина, прямо скажем, мало оптимистичная. Полноценно вернуться к работе смогли только 36% предприятий, еще 37% восстанавливают свое дело, приспособившись к новым условиям. А вот 23% предпринимателей края, принявших участие в опросе, были вынуждены окончательно закрыть свой бизнес, при этом еще 4% — в стадии закрытия.
Отсюда и резкое сокращение рабочих мест, и снижение налоговых поступлений в местные бюджеты, и неизбежно растущая социальная напряженность в обществе. Оно и понятно: наш регион по социально-экономическим показателям и без того традиционно в числе аутсайдеров. Еще один негативный фактор, усугубляющий ситуацию, — это чувство неопределенности. Из тех предприятий, что остались на плаву, четкий план дальнейших действий имеют только 35% опрошенных. Остальные в растерянности. Но даже тем, кто знает, что делать, понадобится немало времени на „реабилитацию“, и это при благоприятных экономических условиях. Так, 35% бизнеса рассчитывает восстановиться через 1–2 года, 27% — через полгода-год. В течение шести месяцев планируют выйти на прежние обороты 16%, а в наикратчайшие сроки — только 11% предприятий. При этом на помощь государства рассчитывают лишь 18% опрошенных.
Большинство бизнесменов (35%) намерено использовать для раскрутки собственные накопления, а также вложения инвесторов (30%) и банковские кредиты (28%). Напомним, в число мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии коронавируса вошли такие пункты, как отсрочка по налоговым платежам, автоматическое продление срочных лицензий, беспроцентные кредиты на выплату заработной платы сотрудникам предприятий и другие. Однако большей их частью смогли воспользоваться лишь те предприятия, которые включены правительством в специальный перечень особо пострадавших видов экономической деятельности.
Диверсификация рулит
Выжить в условиях ограничительных мер из-за коронавируса многим предприятиям Бийска помогло освоение производства новых видов продукции и переориентация на другие рынки сбыта. Фармацевтические заводы запустили линии по выпуску индивидуальных средств защиты, общепит расширил ассортимент меню на вынос. Найти выход в сложившихся обстоятельствах смогли даже праздничные агентства, несмотря на запрет проводить массовые развлекательные мероприятия. „Конечно, сначала и у нас были упаднические настроения и переживания по поводу того, как быть дальше, учитывая, что вся наша работа завязана на массовых мероприятиях и банкетах, — комментирует Виктория Чунихина, директор центра по организации праздников „Мендельсон“. — А потом мы сели, провели конструктивный анализ своей деятельности и стали более активно развивать другие направления: доставку воздушных шаров, экспресс-поздравления и прочее. Все это было и до кризиса, просто сейчас мы делаем упор на те виды услуг, которые допустимы в условиях ограничительных мер. Соответственно изменилась и маркетинговая стратегия: если раньше в большей мере рекламировали свадебные банкеты, то сейчас — выездные церемонии, чтобы не противоречить требованиям Роспотребнадзора в условиях пандемии. Более того, май этого года оказался рекордным по продаже шаров за все 8 лет нашей работы, хотя не проводились ни выпускные в детских садах, ни последний звонок в школах. Видимо, из-за того, что массовые праздники запретили, горожане стремятся создать настроение и сделать приятное поздравление дома. Важно уловить эти потребности и вовремя перестроиться. В целом индустрия развлечений и праздников из нашего города не исчезла, она просто сменила формат. На сегодня у нас полностью сохранен штат сотрудников, хотя в апреле пришлось довольно сложно: было и снижение заработной платы, и образовались некоторые долги по аренде. В мае ситуация нормализовалась“.
При этом Виктория отметила, что господдержку им удалось получить только один раз — в виде выплаты МРОТ для сотрудников. Позже их вид деятельности из списка особо пострадавших в период коронавируса был исключен.
Сложнее всего культуре и творчеству
Но если различные производства, сфера услуг и массовики-затейники еще могут на чем-то выиграть и заработать, то многие проекты социально-культурной деятельности оказались буквально брошенными на произвол судьбы. К примеру, в очень сложной ситуации оказалась известная городская галерея авторских работ „АлтайТалантБийск“, где свои изделия могли представить и выставить на продажу около 200 ремесленники со всего Алтайского края. Напомним, городские и региональные власти всегда позиционировали этот проект как уникальный, не имеющий аналогов в других регионах, при этом посещение галереи часто служило обязательным пунктом программы в ходе визита иностранных делегаций.
„Сейчас я вынуждена задуматься о дальнейшей юридической форме существования галереи, — рассказывает руководитель проекта Ирина Моисеева. — К сожалению, один из вариантов, которые рассматриваю, это закрытие ИП, так как более 40 тысяч рублей платежей в год, а это налоги плюс аренда площади, — довольно большая сумма в нынешних условиях для социально значимого проекта. Перекрывать их нам удавалось в основном за счет летних выездных ярмарок, но сейчас, ввиду эпидемиологической ситуации, все это под запретом, и неизвестно, когда он будет снят. Кроме того, обязательные платежи в ту же систему медицинского страхования для нашего города уже давно неактуальны: попасть на прием к узкому специалисту бесплатно, по талончику, практически невозможно, потому что врачей не хватает. Какой смысл платить налог, если я все равно вынуждена идти в платную поликлинику? В какой форме строить работу галереи дальше — большой вопрос. Можно окончательно уйти в Интернет, но это совсем не то. Увидеть изделие воочию, почувствовать его через тактильные ощущения это не позволит, потеряется и сама атмосфера галереи. Хочется, конечно, сохранить все как есть, но будет ли это возможно, покажет время. Пока, увы, нам не может помочь ни город, ни край, потому что наш вид деятельности не попадает ни под одну меру господдержки, а заработать самостоятельно мы не можем из-за ограничений“. К слову, сфера культуры и творчества глубоко „просела“ не только у предпринимателей. В дополнительном образовании также под запретом занятия хореографических, вокальных, театральных детских коллективов. Но, учитывая эпидемиологическую ситуацию в крае, чиновникам и населению сегодня явно не до того: начать бы учебный год в школах за партами, а не за мониторами компьютеров…
Другой вопрос, не будет ли поздно думать о культуре, когда коронавирус наконец отступит. Ведь после того, как без реальной поддержки осталось столько людей, найти новых энтузиастов будет ой как непросто.
Юлия Петрушина, фото Владимира Бедарева.