Найти тему
Славянский стан

Забытые полководцы: Дмитрий Хворостинин - спаситель Москвы.

Русский воин времен царя Ивана Грозного.
Русский воин времен царя Ивана Грозного.

Весной 1572 года из Засечной Черты (цепь оборонительных сооружений на границе со степью) в Москву стали приходить тревожные вести - крымский хан, науськиваемый турецким султаном, вновь идет набегом на Русь. Вскоре эти невеселые новости подтвердились, Девлет Гирей, вдохновленный успехом похода прошлогоднего, шел окончательно решать московский вопрос. Зарвавшиеся русичи подчинили себе Казань и Астрахань, разве забыли они, что веками были данниками орды, а теперь казанцы и астраханцы вассалы московского князя, который еще и осмелился взять себе титул царя, для русских один царь - хан орды, и Девлет Гирей шел это деятельно доказать Ивану IV.

Крымский хан собрал все силы какие мог собрать, плюс ему на помощь султан выделил семитысячный отряд янычар, обстановка была критической, так как Иван Грозный был на севере вдалеке от Москвы, там же были и основные силы русского войска. Над Россией нависла угроза нового ига, и остановить её могло только чудо, которое и случилось рядом с деревушкой Молоди, где воеводам Дмитрию Хворостинину и Ивану Воротынскому предстояло перемолоть, во много раз превышавшую их сводный отряд, силу. Об одном из них Дмитрии Ивановиче речь и пойдет ниже.

Родился Дмитрий Иванович Хворостинин в 1536 году, в семье ярославского князя Ивана Михайловича, и хотя нельзя сказать, что род его был захудалым, но все же был он не богатым, и в местнической системе государевой службы, рассчитывать на высшие должности не приходилось. По обычаю того времени, с трех лет обучался езде на коне, затем владению луком, мечем и копьем. В пятнадцать лет поступил на государеву службу, но по малолетству во взятии Казани в 1552 году участия не принимал, проявить себя в ратном деле Дмитрию Ивановичу предстоит в Ливонской войне. Его звездный час наступает в 1562 году во время осады Полоцка. В должности войскового головы государева полка (средний офицерский чин) Дмитрий Иванович проявляет себя 9 февраля во время штурма. Осада длилась вторую неделю, и царь лично приехал наблюдать за ходом боевых действий. Русская артиллерия хорошо делала свое дело, командир осажденного польско-литовского гарнизона, видя, что очередную брешь, пробитую в городской стене, заделать не удастся, отдает приказ поджечь город, а вверенные ему войска, должны были запереться во внутригородском замке. По замыслу ляха убегающие из города от пожара жители должны были задержать продвижение  русских штурмовых групп, а огонь уничтожить провиант и припасы, чтобы они не достались осаждающим. В этот критический момент на помощь штурмующим казакам и стрельцам Грозный Царь отправляет двух войсковых голов со своими отрядами Дмитрия Ивановича Хворостинина и Дмитрия Федоровича Овчинина, они блестяще справляются с поставленной государем задачей. Именно в том бою Иван Васильевич IV и заприметил воинский талант князя Хворостинина. И в последующем, повысив, отправляет служить на самое опасное, горячее - южное направление. 

А тем временем, заподозрив бояр в измене(впрочем, имея на то все основания), Иван Грозный вводит опричнину. Получилось так, что Дмитрий Хворостинин со своим войском оказался в опричнине, и ему предстояло защищать южные рубежи от набегов татар. Именно здесь на границе со степью и проявится талант Дмитрия Ивановича как военачальника и организатора военного дела в полной степени. В 1565 году через Оку переправился большой, в несколько тысяч, отряд татар. Дмитрий Иванович со своим сторожевым отрядом должен был дождаться Ивана Грозного с основными силами, однако получив сведения от разведчиков, что татары, не ожидая скорого подходя главных русских сил, разбрелись по округе с целью грабежа, принял решение атаковать неприятеля самому. Подобравшись к татарской ставке ночью, воины Дмитрия Хворостинина обрушили на неё свой удар. Вражеский отряд как боевая единица в одночасье просто перестал существовать, было захвачено много пленных, в том числе и высокопоставленных крымских военных. За этот бой князь Хворостинин был пожалован золотой монетой от царя.

В те годы еще не было специальных орденов или медалей, и военных жаловали имениями, титулами или деньгами, но военные предпочитали не тратить деньги, а нашивать их на шапки, чтобы все видели что этот человек хорошо послужил государю, и был отмечен самим царем.

В 1571 году Дмитрий Иванович принимает участие в комиссии, разработавшей первый русский устав пограничной службы “Боярский приговор о станичной и сторожевой службе».

А летом 1572 года случилось то, о чем было сказано в самом начале - битва при Молодях, в которой полководческий талант Дмитрия Ивановича раскрылся в полной мере.

И так, крымский хан ведет свою орду на Москву и ему противостоят два войска под началом Хворостинина - опричное, и земское руководимое князем Воротынским. По местническому праву, старшим в этом тандеме был князь Воротынский, однако он, зная опыт князя Хворостинина сделал его равным себе. Воеводы уклонились от сражения с основными силами крымцев, предпочтя наблюдать за неприятелем, затем, они стали терзать арьергарды врага, разбивая раз за разом небольшие отряды татар, отстающие от основных сил. В конце концов крымский хан вынужден был остановиться, чтобы разбить надоедливых русских, из-за которых его войско медленно, но верно таяло. В свою очередь Воротынский и Хворостинин тоже понимали, что далее держаться в стороне от основных татарских сил, возможности не было - впереди Москва, а значит нужен бой! 30 июля на холме близь деревни Молоди русские воеводы возвели гуляй-город, передвижное оборонительное сооружение. Татарский военачальник Дивей-мурза рассчитывал сильным натиском обрушить оборону русских, но не тут-то было, под прикрытием артиллерийско-ружейного огня, московские полки выдержали натиск крымцев, и более того - ринулись в контратаку, в ходе которой был убит талантливый  татарский военачальник Теребердей-мурза, а Дивей-мурза попал в плен.  2-го августа Девлет Гирей бросает в бой все свои силы, конным воинам он приказывает спешиться, штурм длится весь день, погибли три тысячи стрельцов, большие потери понесли казаки Михаилы Черкашанина, татары, уже начали было залазить на стены гуляй-города, когда в тылу у них прозвучала труба, а из-за ворот укрепления бросились на вылазку воины Хворостинина. Оказалось, что в самый драматичный момент обороны, пока татары были увлечены штурмом, Воротынский сумел незаметно вывести из-за укреплений отряд конницы в тыл татарам, и после сигнала трубы, он обрушился на врага, а Хворостинин поддержал атаку смелой вылазкой. После чего крымцы, что называется “поплыли”, в их рядах началось паническое бегство, закончившееся полным истреблением. Сам крымский хан Девлет-Гирей бежал за Оку, бросив остатки войска.  Словно побитый пес - Девлет Гирей убрался в крымские степи зализывать раны, а крымцы на долгое время забыли путь на Русь. 

Однако несмотря на столь успешное сражение полководцы не получили заслуженных почестей от царя, неудачи на севере, где командовал Иван Грозный не позволили честолюбивому царю по достоинству наградить удачливых воевод, спасших Москву от очередного кровавого разорения.

Лишь после смерти Ивана Грозного в 1584 году Дмитрий Иванович Хворостинин получает достойное своим талантам признание от верховной власти - Борис Годунов - ближайших советник царя Федора Иоанновича дарует воеводе боярский чин, и вводит в боярскую думу на самые высокие должности. Британский подданый Флетчер, посетивший в то время Московское царство, в своем очерке о России, подготовленный для британской королевы, особо отметил воеводу Хворостинина среди прочих бояр. 

Однако недолго довелось Дмитрию Ивановичу довольствоваться царской милостью, здоровье его было подорвано бесконечными походами на ратной службе, всю свою жизнь он провел, что называется, в седле, защищая русскую землю как на юге так и на севере, как на Западе так и на Востоке. Перед своей смертью князь Хворостинин принял монашеский постриг и был упокоен в Троице-Сергиевой лавре. Так завершился трудный, полный героических свершений и воинской славы, земной путь воеводы, спасшего Русь от нового ига.