Все квиноманы мира ликуют. Во-первых, 27 июня исполнилось ровно полвека со дня первого публичного концерта прославленной рок-группы Queen. Во-вторых, в июне был опубликован итог опроса авторитетного журнала "Total Guitar", по результатам которого гитарист группы Брайан Гарольд Мэй был объявлен лучшим рок-гитаристом в мире.
Не будем касаться того, насколько реально это отражает существующий статус-кво, – у такой точки зрения найдутся как рьяные сторонники, так и не менее активные противники. Во всяком случае, релевантность опроса на подвергается сомнению. Сформулирую итоги этого специфичного замера общественного мнения таким образом: "Удивительно? Немного. Неожиданно? Ничуть! Заслуженно? Бесспорно." Ведь то, что Брайан Мэй – один из когорты "самых-самых" гитарных рок-умельцев согласятся, пожалуй, все. А если еще ввести категорию "Самый искусный гитарист, играющий шестипенсовой монетой", то тут и близко никто рядом не встанет.
Характерная деталь: после того, как в начале 70-х годов шестипенсовик был выведен из обращения Банком Англии, в 1993 году Королевский Монетный Двор выпустил небольшую партию таких монет с изображением Брайана, чтобы он и его последователи продолжали использовать их в качестве медиатора. Такой вот королевский жест в сторону гитариста "Королевы".
Я оценил для себя необычный гитарный стиль Мэя, когда в конце 1974 года впервые услышал Queen с их третьим альбомом "Sheer Heart Attack". Первый же трек¸ "Brighton Rock" помимо аккордовой прогрессии оркестровки продемонстрировал выдающиеся технические возможности и тонкое чувство стиля гитариста, вкупе с характерным звуком, созданным благодаря его многослойной гитарной работе.
Любопытно, что интермедию, используемую в этой композиции, Брайан написал еще в 60-х для песни "Blag" группы Smile, предшественнице Queen, в которую входили помимо него еще Роджер Тейлор и басист и вокалист Тим Стаффел. А вот под ми-минорную "Tenement Funster" до всяких технических новшеств было очень удобно настраивать гитару.
Видео с ютуб-канала Indigoinsf5
Видео с официального ютуб-канала Queen Official
Гитарный стиль Брайана Мэя определяет ансамблевая гармония, чувство меры и безупречный вкус, ему никогда не были присущи излишняя вычурность, помпезность, демонстративно изощренная холодная техничность или излишняя агрессивная напористость. Как выразился о своей игре сам Брайан:
"Я никогда не буду претендовать на звание отличного гитариста в смысле виртуозности. Я просто стараюсь играть от души. Речь идет о том, чтобы заставить эту гитару петь".
Для него всегда важно было соответствовать стилистике и гармонично взаимодействовать со всем ансамблем, ведь помимо гитарной составляющей Брайан отвечал еще и за аранжировки песен. Необычайная выразительность звучания гитары помимо использования шестипенсовой монеты в качестве медиатора, достигалась еще и за счет особого выделения аккордовых тонов, которые обычно теряются в стандартных аппликатурных моделях. В медленных или сложных композициях Мэй использовал вместо аккордов с баррэ просто трезвучия. Их прелесть заключается в простоте исполнения и очерченности каждого тона. За счет этого различные аккордовые прогрессии звучали по-особому выразительно.
Кстати, помимо гитар Брайан играет еще на банджо, укулеле, мандолине, арфе, японском кото, клавишных и неплохо поет. Впрочем, это общеизвестно. Помимо блистательных гитарных полотен в классических "We Will Rock You", "Modern Times Rock 'n' Roll", "Headlong", "Tie Your Mother Down", "Fat Bottomed Girls", "Dead On Time", "Sheer Heart Attack", "Stone Cold Crazy", "Now I'm Here", "Tear It Up", "Hammer To Fall" стоит отметить его хрупкую воздушность в "Bijou", чувственность в "Dreamer's Ball", магию в "Chinese Torture", чувство стиля в "Sleeping On The Side Walk", эпичность в "The Prophet's Song" и "White Man" и удивительную гитарную полифонию в "39".
А как торжественно величавы инструментальные работы: "Procession" и "God Save The Queen":
Его сольные партии в "Don't Stop Me Now", "Friends Will Be Friends", "Rain Must Fall" и, особенно, "The Millionaire Waltz" – просто настоящие законченные произведение искусства. Если бы их можно было как-то материализовать, то они несомненно обрамлялись бы витыми багетными рамками и выставлялись в лучших музеях мира.
Свою знаменитую электрогитару "Red Special" Брайан сконструировал самостоятельно еще когда был подростком. С помощью отца Гарольда, конечно же. Название "Red Special" произошло от характерного красновато-коричневого цвета, который гитара приобрела после окрашивания многочисленными слоями ржавого пластикового покрытия. Юношей он мечтал о "Fender Stratocaster", но такой инструмент стоил непосильно дорого для семьи, поэтому Мэи и пошли на эту авантюру. Вместе с отцом Брайан собирал гитару из деталей старого шкафа. Дека была сделана из его столярного щита и тон-блока из дуба и отшпонирована махагони.
А вот для изготовления грифа приспособили древесину каминной полки 18 века, которую друг семьи собирался выбросить. Металлические детали были переделаны из частей мотоцикла, а перламутровые маркеры на ладах и колки – из пуговиц. Гитара окантована белым пластиком с обеих сторон шириной 2 мм. Система тремоло и бридж были сконструированы Брайаном и Гарольдом в собственной мастерской, только сам бриджевый датчик Брайан немного модифицировал. Сказались его увлеченность физикой, математикой и электроникой. В общей сложности, на изготовление гитары ушло два года, и она обошлась Мэям аж в целых 8 фунтов стерлингов. О результатах своей работы Брайан отзывался таким образом:
"Я начал с классической испанской гитары и начал экспериментировать, чтобы посмотреть, как изменяется звук. Я не хотел, чтобы моя гитара звучала как Fender. Я также знал, что хочу 24 лада и никогда не мог понять, почему люди остановились на 22…"
Кит Ричардс как-то высказался в том плане, что настоящее мастерство гитариста раскрывается в его музицировании на акустической гитаре: ведь здесь невозможно спрятать под грим спецэффектов техническую сторону музыканта. У Брайана Мэя в Queen были изумительные акустические номера: "Is This The World We Created", "Doing All Right" и в особенности его аранжировка Фреддиной "Love Of My Life" – в ней линия гитары звучит просто безупречно под стать Фредди. Изумительный саунд у акустической гитары Брайана и на последней совместной работе с Кэрри Эллис.
Признание аудитории – это всегда субъективно, а вот признания коллег-музыкантов очень знаково. После размещения итогов голосования "Total Guitar" Мэй получил отклики от некоторых своих коллег по гитарному цеху. Нуно Беттенкурт, поигравший в Extreme, Van Halen и DramaGods очень тепло поздравил Брайана:
"С первой ноты, которую я услышал, как ты играешь, ты сформировал мой гитарный стиль и мою музыкальную ДНК... Я бы никогда не стал гитаристом и, что еще важнее, композитором, не поглотив Queen и тебя, Брайан. Так благословенно, что мы можем слушать тебя в любое время... Ты чемпион ... мой друг.
Я так рад, что ты получил эту просроченную похвалу. Что касается списка "Total Guitar", вам не нужно было говорить мне об этом. Можно целый день рассуждать о топ-100. Но гитаристы, даже другие в этом списке, очень хорошо знают, что есть шорт-лист из 4 или 5 – гора Рашмор Супергероев, которые были не гитаристами, а настоящими провидцами, которые не просто повлияли на нас, – это может сделать любой. Такие ребята, как Брайан, перестроили внутреннюю ДНК мира на нас, гитаристов".
Стив Вай тоже не остался в стороне:
"На мой взгляд, это абсолютно уместное признание. Поздравляю, Бри. Ты всегда будешь моим героем".
И вот после славословий, поздравлений и признаний в любви Брайан дал первое свое интервью как человек, только что признанный лучшим рок-гитаристом в мире.
Что для вас значит оказаться на первом месте в опросе величайших рок-гитаристов "Total Guitar"?
Я просто потерял дар речи. Я растерян, должен сказать, что это совершенно неожиданно. Очевидно, я глубоко тронут, что люди так относятся ко мне. У меня нет никаких иллюзий, что технически я где-то даже не на древе великих гитаристов.
Думаю, это говорит о том, что то, что я сделал, затронуло людей, и это очень много значит для меня. Я никогда не буду претендовать на звание великого гитариста в смысле виртуозности. Думаю, я просто пытаюсь играть от сердца, вот и все.
Возможно, вы хотели бы поразмышлять о музыкантах, которые пришли за вами в нашем опросе? Джими Хендрикс был вторым.
О, Боже! Ну, это очень унизительно. Джими, конечно, мой номер один. И я всегда так говорил. Для меня он все еще что-то сверхчеловеческое! Как будто он действительно пришел с другой планеты, и я никогда не узнаю, как он делал то, что сделал.
И каждый раз, когда я обращаюсь к Хендриксу, я прихожу в восторг и ошеломление, и у меня возникает такое чувство снова и снова, как будто я собираюсь бросить играть на гитаре, потому что я не могу с этим смириться. Или же мне действительно придется серьезно заняться этим и попытаться сделать то, что есть в моих собственных душе и теле. Я никогда не перестаю учиться у Джими. Как ни странно, в эти дни я очень редко играю его вещи, но они все равно внутри меня.
Я думаю, что это то же самое для многих людей, не так ли? Джими является частью фона гитарной музыки.
Да. Так что я глубоко польщен. Я никогда бы не подумал, что этот день настанет. Я знаю, что у моего отца была бы кривая ухмылка на лице.
Несколько других гитаристов в опросе также найдут отклик у вас. После Хендрикса был Джимми Пейдж. Как он повлиял на вас?
Он почти моего поколения, но немного старше, и мы ходили в одну и ту же начальную школу, хотя, я думаю, он был на два-три года старше меня – и это много, когда ты маленький. Так что я всегда поглядывал на него, должен сказать, потому что он для меня как местный парень.
Как ни странно, сейчас мы живем довольно близко друг от друга. Для меня он мастер-изобретатель – вот что я бы отметил. И Джимми Пейдж – основная, главная сила в определении того, каким стал тяжелый рок в момент его зарождения. Мне никогда не надоедало слушать все эти альбомы Zeppelin, и никогда не надоест.
И это тоже забавное чувство, потому что мы были ребятами, которые пытались делать свое дело и надеялись, что однажды мы сможем стать рок-звездами и жить своей жизнью. И, слушая "Communication Breakdown" и "Good Times Bad Times", я помню, у меня было такое чувство: "О, Боже мой, он делает то, что я хочу сделать, и я должен либо сдаться, либо стараться изо всех сил".
Считаете ли вы, что есть какие-то параллели между Пейджем и вами, учитывая, что вы ходили в одну школу?
Должно быть, есть что-то в воде вокруг этого района Ричмонда, Твикенхем и Фелтхем, потому что оттуда произошли и The Yardbirds, как вы, наверное, знаете. Двое из них ходило в мою школу – Крис Дрей и басист Пол Сэмвелл-Смит. А еще The Rolling Stones, конечно, и Клэптон тоже недалеко, так что мне невероятно повезло.
Забавно, что вы упомянули Эрика. Он занял пятое место в опросе!
Ну, я немного смущен, потому что Эрик все еще мой герой, конечно. И это просто замечательно. Это как когда люди на церемонии "Оскар" говорят: "Это здорово быть в такой компании". Какая удивительная честь.
Видео с ютуб-канала Live Aid
Еще один музыкант, который, я думаю, вас заинтересует, – это ваш приятель из вашего Starfleet Project days, Эдди Ван Хален. Он пришел четвертым.
Да, Эдди несравненный. Он стоит там как один из столпов развития техники электрогитары. Он замечательный парень! И знаете, это забавно, во время карантина ты снова начинаешь смотреть на свою жизнь, и одним из моих сожалений является то, что некоторых людей, думаю, я упустил. Я давно не разговаривал с Эдди и очень сожалею об этом. Я хотел бы изменить это, потому что он – фантастический парень, не просто отличный исполнитель, но и невероятный духом. Дух воодушевляет, и опять же, вы никогда не устанете слушать его. И Эдди может взять любую гитару – и я помню это на сессиях Starfleet Project days – не имеет значения, какая это гитара, он заставит ее звучать так, как он хочет! Я видел, как он брал бас, когда мы делали демо, и он издавал этот звук, как Эдди Ван Хален. Просто удивительно, что он может сделать своими пальцами!
Слушая Starfleet Project days, между игрой Эдди и вашей собственной есть большая синхронность. Вы так хорошо дополняете друг друга. Было ли это связано с тем, как вы играете, или с тональностями, в которые вы заехали?
Да, это был замечательный момент. Это один из тех моментов, которые я всегда буду помнить с любовью. У всех нас было немного простоя в наших собственных проектах. Queen были в некотором перерыве, и думаю, что Ван Хален не слишком много делал, а мой сосед Алан Гратцер из R.E.O. (Speedwagon) мало что делал, и мы собрались вместе. Это был один из тех немногих случаев, когда я был первопроходцем, я встал, позвонил и сказал: "Должны ли мы сделать это?" Я думаю, что в то время это было новым для меня. Я привык отвечать на вызовы других людей.
Итак, имея смелость организовать это, а затем фактически разыграть это и сделать всё в студии вживую – а это было полностью вживую; то, что вы слышите, это то, что произошло в те моменты – это было невероятно. Адреналин, текущий через наши тела, был необычайным. И да, я думаю, что вещь, которая, вероятно, свела нас всех вместе, была блюзовой, знаете ли, потому что и у Эдварда, и у меня это было в нашей ДНК, в блюзовых вещах, а затем мы ушли в нечто совсем другое. Но когда мы начали, в частности, трек "Blues Breaker", полагаю, что мы думали об Эрике Клэптоне и людях, которых Клэптон почитал, таких, как Би Би Кинг, Мадди Уотерс; это была сила блюза, которая нас склеила в единое. Я помню, как Эдди говорил: "Знаешь, ты заставил меня играть сегодня так, как я не играл годами". Просто и от всего сердца и с таким чувством. Так что да, это было прекрасное время.
Хотите угадать, кто пришел на вершину этого списка? Это своего рода главный вопрос, на самом деле!
О, Боже! Тони Айомми?
Это правильно! Очевидно, в течение длительного времени ходили слухи о сотрудничестве между вами и Тони . Есть ли шанс, что это все еще может произойти?
Я думаю, что есть шанс. Мы говорим больше, чем о всем остальном, но мы много говорим. Он действительно мой самый близкий друг в бизнесе и был им уже столько лет. Я мог бы написать книги о Тони, потому что он просто... я даже не знаю, как выразить это словами. Вы знаете, он "Сияющий Тони", с замечательной, доброй природой и невероятно странным чувством юмора.
И, конечно, он является отцом хэви-метал. Он создал это. Он сделал это возможным. И это исходит от его пальцев и его разума. Этот бывший молодой сварщик, но он сделал это. Думаю, он всегда носит эту медаль. Он, по моему мнению, основал этот хэви-метал. Я думаю, что, вероятно, большинство людей согласятся, судя по твоему опросу.
Да, мы были очень довольны результатами опроса. Он оказался очень представительным.
Надеюсь, вы не возражаете, если я это скажу, но самое забавное в игре на гитаре в том, что вы не можете оценить это по-настоящему. Вы не можете по-настоящему проранжировать музыкантов. Это был бы мой ответ. Я чрезвычайно польщен тем, что люди сделали такой выбор, но у каждого гитариста есть свой собственный почерк и свой дух.
Я не знаю, так ли это с любым другим инструментом, но мне кажется, что гитара, пожалуй, самый выразительный инструмент, потому что любой может взять её и издать какой-то звук, которым повлияет на людей. Так что мы все разные. И я думаю, что когда люди увидят этот итоговый список, я увижу комментарии типа: "Ну, а как насчет Стиви Рэя Вогана?" И все они будут правы. Вы знаете:"Где Стив Вай? Где Джо Сатриани?"
Это правда, потому что есть такая удивительная палитра гитаристов, что, на самом деле, вы не захотите помещать их в какую-либо иерархию. Вы просто будете наслаждаться особым свойством, которое они привносят. Во всяком случае, я очень счастлив! Может быть, это противоречиво, но я так себя чувствую.
Знаете, это никогда не было для меня соревнованием. Это всегда – просто радость. И если я вижу ошеломительно блистательного гитариста, я все равно чувствую это: "Боже мой! Я не смогу этого сделать". Потом я встречаюсь с ним, и он говорит: "О, здорово! Ты же делаешь то, что я не могу сделать". Вы знаете, хоть я и не считаю себя виртуозом, у меня есть кое-что. Мне сказали, что у меня что-то есть.
Что касается тембра, очевидно, что гитара "Red Special" является ядром звука Queen. У вас был этот звук в вашей голове, когда вы его проектировали, или это был скорее процесс тональной эволюции?
Хм, немного того и другого. Я думаю, что у меня был звук в моей голове, я хотел, чтобы это был мой голос. И я был вдохновлен некоторыми моментами игры на гитаре, такими как у Джими Хендрикса, Эрика Клэптона. Соло Джеффа Бека в "Hi Ho Silver Lining", которое для меня все еще – не знаю, где он в вашем опросе – но для меня он – своего рода недостижимое совершенство. Он в своем классе. Так что меня вдохновили такие вещи, и я хотел, чтобы у моей гитары был такой же голос. Я хотел, чтобы в нем были плавные певучие тона, но также и "согласные", своего рода определение, которое выдает вам слова, когда вы поете.
Итак, я искал это. И я сделал гитару, помня об этом, и, думаю, с некоторой удачей и хорошим дизайном. Я сделал гитару, которая действительно давала фидбэк – и это другая история, потому что все "Fenders" и "Gibsons" того времени были сделаны так, что они не давали фидбэка. В этом был весь принцип ранней электрической гитары – чтобы вы могли усилить ее на сцене, и она не получит фидбэка. Так что я видел отзывы, я видел Пита Таунсенда – опять Вау! Пит Таунсенд – бог гитары и всегда им будет! Я видел, как он стоял там и позволял гитаре взрываться.
Я видел, как Хендрикс делал это, я помню, как Джефф Бек делал это в "Marquee Club", он просто ставил свою гитару, упирал ее в землю, вращал и извлекал из нее все эти разные ноты. Вот чего я хотел от своей гитары. Я хотел, чтобы у нее был собственный голос, который я едва мог контролировать. Я полагаю, это было в моей голове. И это сработало хорошо. Хотя это произошло не сразу.
Видео с ютуб-канала Brian May Official
А как насчет вашего тонального путешествия с усилением?
Я попробовал несколько усилителей, и все было в порядке. Но был один день, ну, все сводится к Рори Галлахеру – и я упоминаю все великие имена, которые меня вдохновляли! Я пошел однажды вечером и увидел Рори Галлахера под навесом. Я и мои друзья спрятались в туалетах, в то время когда все были выброшены после концерта, и мы подошли к Рори и спросили: "Как у тебя получается этот потрясающий звук?" И он был самым восхитительным человеком в мире. Он потратил много времени, чтобы показать все нам. Он сказал: "Ну, ты знаешь, это просто гитара, Брайан. И у меня есть этот усилитель Vox AC30, и у меня есть эта маленькая коробка, которая является усилителем высоких частот, небольшим усилителем Rangemaster Treble Booster". Он добавил: "Вот и все. Так было всегда".
Так что на следующий день я вышел на Уордур-стрит и купил два AC30, взяв все деньги, которые были у меня на моем банковском счете, потому что я был студентом, и нашел Rangemaster. Я подключил все это к своей гитаре. И не думаю, что на самом деле все с тех пор значительно изменилось. Я мог просто чувствовать это. Это выдержано. В этом была красота. Это будет реветь. Но вы также могли бы услышать ноты в аккорде, если бы немного подвинули их.
И теперь я знаю почему Vox AC30 работает не так, как большинство гитарных усилителей. И это дает вам тот плавный переход к сжатию и искажению, который для меня – просто голос, который я всегда хотел. Так что это действительно так.
Но, знаете, забавная вещь – это звук большинства людей – я уверен, что вы слышали это все время – он в пальцах. Я помню, как я играл с Хэнком Марвином – вот еще одно имя, которое я произнес – великий герой для меня и, к счастью, теперь мой друг. Я играл с Хэнком Марвином, и он взял мою гитару, и я подумал: "Боже мой, как это будет звучать?" Ну, ребята, это звучало как Хэнк Марвин! Это в пальцах! Я испытывал удовольствие от этого открытия много раз.
Дуэйн Эдди такой же. Не важно какая гитара! Его фанковый стандарт пик-ап вы знаете, и он играл его на моей гитаре, когда мы были в туре, и это было эмоционально. Это только так. Я думаю, что так играют люди. И я сказал бы это и о себе. Я помню, как брал гитары других людей, и они говорили: "О, это же не твоя гитара. Это ты?" И я отвечал:"Ну, не знаю!"
Теперь, когда доступны гитары Brian May и комплексный программный пакет "AmpliTube Brian May" можно серьезно приблизиться к звуку Queen с помощью технологий, но каков последний секретный ингредиент?
Я думаю, это то, как вы взаимодействуете со своим инструментом. И снова, это – очень выразительный инструмент, потому что есть так много способов реализовать это на практике. Люди сталкиваются с этим разными вещами, и я склонен быть менее "искусным" музыкантом, чем раньше. Я в эти дни люблю больше играть пальцами. Я нахожу, что могу получить так больше образности, и я все еще могу взять шесть пенсов и получить такой приятный вид "хруста", как я его называю, когда вы царапаете монетой по струне. Я имею в виду, если вы хотели секретный ингредиент, это, вероятно, все. Шесть пенсов был большой частью получения такого рода в артикуляции звука.
Как рано вы использовали шестипенсовик?
О, с самого начала в значительной степени. Я использовал все, что мог найти. Раньше мне нравились мягкие плектры. Я делал их из вставок шариковых ручек и прочего. И я помню, что сделал медиатор из какого-то материала, который использовался для хранения инструментов, которые были у моего отца. А потом я обнаружил, что предпочитаю что-то все более и более жесткое, что-то, что вообще не поддается, потому что я мог чувствовать все движение от взаимодействия струн в моих пальцах. И однажды, я просто взял монетку, и она оказалась шестипенсовой, и я обнаружил, что она дала мне все, что мне нужно... На самом деле, даже больше, потому что вы можете играть по углом, и вы можете получить настоящий способ скрежета, или "царапин", повернув монетку к струнам.
Но если вы играете монеткой параллельно струнам, это на самом деле очень плавный звук – и это мягкий металл, поэтому он не слишком быстро ломает струны. Через какое-то время это все равно портит им оплетку струн!"
"Скрежет" металла по металлу – ключ к вашему тону звука, не так ли?
Да, но опять же, в эти дни я много чего делаю пальцами, и это как бы дает мне выбор. Это дает мне немного больше диапазона тонов звука.
Вы супераналитически выразились о своей технике?
Нет . Ха-ха, нет ! Ну, я полагаю, что это было в первые дни. В детстве я увлекался всем, и уж точно электроникой и усилителями. Я сделал себе несколько аппаратов задержки, я приспособил некоторые Эхоплексы, чтобы получить длинные задержки, которые мне были нужны, чтобы создавать такие убойные вещи.
И я на самом деле разработал устройство, в котором я мог бы нажать кнопку, а затем нажать другую кнопку, и это дало бы мне петлю, и я мог бы играть петлю. И я видел, как Эд Ширан делает это сейчас, и это путь, которым я никогда не следовал по-настоящему. Но я разбирался во всех этих технических деталях, а мой папа был инженером-электронщиком, поэтому он посоветовал мне заняться работой AC-30 и усилением высоких частот, что весьма важно.
Что касается техники, нет, не думаю, что я когда-либо был аналитиком, кроме как после уже прошедшего события. Мне нравится позволять моим инстинктам управлять тем, что я делаю, а потом уже очень часто об этом размышлять. И, может быть, я пересмотрю это, если я подумаю: "О, да, я сделал это инстинктивно, но, может быть, я мог бы сделать немного больше этого или немного меньше того, и это было бы лучшим вариантом".
Вы довольно техничный гитарист, хотя у вас всегда была очень деликатная и аккуратная подача.
Для меня это как пение. Все дело в том, чтобы заставить эту гитару петь. Вот и все мои суждения. И вы знаете, если это передает то, что я чувствую, то я сделал свою работу.
Многие ваши соло наверняка движимы мелодичными мелодиями?
Мне нравится быть мелодичным. Опять же, это то, что касается вокала. Когда мы работали с Фредди, большую часть времени я сидел там, продюсируя его, будучи человеком, от которого он мог бы оттолкнуться, когда создавал свою вокальную партию. А потом очень часто он сидел со мной и делал то же самое, когда я играл на гитаре. Вы знаете, я мог работать над чем-то, делать несколько дублей, а потом он говорил: "Нет, нет, давай используем дубль два. У тебя там действительно отличная мелодия. Это то, что нам нужно". Таким образом, мы всегда осознавали, что мы сплетаем темы, а не просто хвастаемся и порождаем много звуков. Это, что касается пения песен и о мелодиях. И это адреналин!
В каталоге Queen очень много невероятных музыкальных композиций. Вокальные партии Фредди и ваши гитарные партии, кажется, слились воедино.
Да. И я думаю, что мы учились у лучших. Нам повезло в детстве. У нас был этот взрыв рок-н-ролла, но был также фон такого широкого спектра музыки. В детстве мы все слушали много классической музыки, потому что она была по радио, и было начало мюзик-холла и скиффла, и я особенно хорошо знал аранжировочную сторону вещей. Опять же, не слишком аналитически, скорее инстинктивно, но в то же время были и записи сюрреалистических и традиционных джазовых ансамблей 60-х.
Для меня The Temperance Seven – яркий пример того, как вы можете сотворить красоту в наслоении гармоний. Вы можете увидеть это как бутерброд, вы можете разрезать его и посмотреть, что произошло в любой момент. Или вы можете увидеть его в виде линий, которые переплетаются вокруг друг друга, как змеи. И я люблю это. Я до сих пор слушаю эти прекрасные аранжировки The Temperance Seven. Я не знаю, кто это сделал. Говорят, что это создано Джеймсом Кронком. Я подозреваю, что все музыканты бэнда внесли свой вклад, потому что их партии очень сложны. Так что это оказало на меня большое влияние.
Есть ли определяющая песня Queen, которая вкратце подводит итог вашего вклада в группу, вашего звучания и вашей техники?
О, это сложно. Я мог бы дать вам что-то неожиданное, но это будет "Lily Of The Valley". Это был один из первых случаев, когда я действительно участвовал в оркестровке. И песня действительно фортепиано-басовая, и это красивая лирическая песня, поэтому очень важно было не мешать. Но я разработал всю эту аранжировку так, как если бы вы добавили струнную группу. И я был очень доволен этим, потому что такой подход очень соотносится песне и это звучит великолепно.
Я экспериментировал в основном с AC30, но начал экспериментировать и с более маленькими усилителями, чтобы получить устойчивый струнный звук, особенно усилитель Deacy. На самом деле это довольно легендарная часть снаряжения. Она все еще наличествует у меня, я все еще люблю ее. Итак, "Lily Of The Valley" – это одна из вещей, которой я еще горжусь и тем, что пошел на риск, но думаю, что результат очень подходит для песни. Это фортепианная партия Фредди. Очень характерный Фредди. А у меня – всего лишь струнная аранжировка!
Ваши "струнные" аранжировки поражают своей гармоничностью. Как бы вы начали работать с этими многоуровневыми гармониями?
Ну, я думаю, что вы должны мыслить аккордами. Я думаю, вы должны представить себе, что меняется в аккордах под ними. Я имею в виду, что вы можете просто играть гитарную линию, а затем играть гитарную линию параллельно с ней, и многие люди делали это. Но это не вызывает воспоминаний, потому что это не эхо того, что на самом деле является стержнем песни – то есть структурой аккордов. Итак, играю ли я или просто думаю об этом, я представляю себе аккорды, меняющиеся под ними и адаптирующие то, что я играю. Итак, что происходит, вы, возможно, играете строчку, которую вы слышите в своей голове, как уже спетую строчку. А затем, согласовывая ее, вы должны выяснить, что будет с аккордами. И это не аналитика. Вы можете почувствовать это. Вы можете почувствовать, что происходит.
И для меня это радость – иногда вы получаете прекрасную гармонию, 3-й, 5-й или 6-й, а затем, чтобы перейти к следующему аккорду, вы должны войти в диссонанс. И это те маленькие точки напряжения, которые придают всему силу. Таким образом, это комбинация диссонанса и гармонии, или "созвучия", если хотите, входящего и выходящего таинственными способами, которые и заставляют происходить эту магию.
Теперь, вы можете это увидеть, если вам нужны примеры, вернитесь к Гленну Миллеру и снова к The Temperance Seven, Паоло Мантовани, сколько разных влияний вы можете найти. Я слушал людей, которые знали об этом, и тех замечательных аранжировщиков, которые делали вещи Фрэнка Синатры. Я думаю, что это Нельсон Риддл. Во многих музыкальных произведениях, которые, конечно, не считаются частью рок-музыки, есть огромное количество и информации, и вдохновения, но тем не менее это – музыка, и все эти чудеса можно найти здесь.
Возможно, не то, что люди могли бы легко идентифицировать в Queen, не имея глубоких знаний об этих музыкальных стилях.
Я должен сказать, что для меня это бесконечный источник радости – находить такие вещи. Инстинктивно я играл вчера вечером на своих – я называю их "микро-концертах". Я потерял своего дорогого друга, который умер прошлой ночью от коронавируса, и подумал: "Должен ли я играть?" И я сыграл для него старую песню Acker Bilk под названием "Stranger On The Shore" . Он был лидером своего джазового коллектива и отличным кларнетистом, и это почему-то было в моей голове какое-то время. Это очень грустное произведение.
Вот я и играл его вчера вечером. Ну, я не очень углублялся в это, потому что у меня была только акустическая гитара, но я сделал бэк-трек акустической гитары, который повторял эти последовательности аккордов, а затем я мог играть поверх них. Вообще-то я не думаю, что все правильно понял. Если бы я был в студии, я бы потратил немного больше времени и сделал бы все правильно, но это близко. Больше времени, и понял бы это правильно, но это все близко.
Мы добрались до Эрика Клэптона, не так ли? Следующим был Дэвид Гилмор - еще один мелодичный музыкант ...
Да, прекрасный музыкант. Я его люблю. Я испытываю к нему огромное уважение. Я видел одно из его первых шоу с Pink Floyd, которое я никогда не забуду. Он делал сумасшедшие вещи со слайдами, что соответствовало их хаотичным выступлениям в то время. Он всегда был моим большим любимцем. Прекрасный гитарист! И мы действительно однажды играли вместе на концерте в помощь Армении. Я попросил его прийти и сыграть. Я иногда вижу его. Мы не очень хорошо общаемся, но я прекрасно понимаю, какую великолепную работу он выполняет. Что насчет Джеффа Бека?
Он девятый, после Ричи Блэкмора и Алекса Лайфсона.
Я собирался упомянуть Ричи Блэкмора дальше. Еще один мой великий герой. Он сумасшедший. Я имею в виду, да, это было необычайно наблюдать за ним. Я думаю, что он один из самых опасных гитаристов. И я имею в виду это в лучшем смысле. Прекрасный! Он был там далеко впереди любого из нас.
В 2019 года Брайан Мэй после 20-летнего перерыва выпустил сингл "New Horizons". В нем соединились две его страсти – астрономия и музыка. Трек написан для NASA в честь 12-летия путешествия зонда "New Horizons" – самого длинного полета в истории космоса.
19 июля 2020 года маэстро достиг почтенного возраста 73 лет.
Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного.
Прежние материалы:
Духовное завещание The Who: Альбом "WHO"
Quadrophenia The Who. Самый величайший из классических рок-альбомов
К 50-летию альбома "Deep Purple in Rock". Воспоминания музыкантов группы