Рассказываю о проблеме периодических опозданий сотрудников и о 5 действенных способах корректировки такого поведения без использования штрафных санкций со стороны руководства
— Владимир, давно хочу спросить у вас, как у профессионала. Что делать, если мои сотрудники изо дня в день опаздывают? Сил уже больше нет! Ничего на них не влияет: ни персональные звонки от начальства, ни выговоры, ни штрафы. Не увольнять же из-за опозданий? А с другой стороны, как это терпеть? Один опоздал, второй повторил, а работа-то стоит! Что подскажете? На вас последняя надежда!
— Так, только без паники. — Я вижу, что прям наболело. Раздражение, злость и бессилие оттого, что выход из ситуации не виден. Перебираю варианты в голове. — Я вам обязательно помогу.
Примерно такой диалог у меня состоялся с одним из моих клиентов. Он — владелец компании, которая входит в ТОП-10 по Москве в сфере автомобилестроения. У него появились среди талантливых работников люди с так называемой «хронической непунктуальностью». Я ему помог решить вопрос за один месяц. Сегодня я расскажу вам о 5 способах борьбы с опозданиями.
Способ № 1: Поощрение
Скажу сразу, что я не сторонник штрафов. Когда вы наказываете, вы добиваетесь, по сути, того, чтобы человек пришел к 9:00. Но тогда он и уйдет в 18:00. То есть, человек будет приходить, выполнять нужные задачи и уходить. Как робот. А вам это не нужно, ваша цель — сотрудники, работающие «с огоньком», с азартом.
Предлагаю альтернативу — поощрение за своевременный приход, например:
- премия тому, кто ни разу не опоздал;
- бутерброды с икрой, которые менеджер убирает с кухни ровно в 9:00;
- бесплатная книга работникам, которые на протяжении месяца приходили до 9:00.
Руководитель Департамента персонала и коммуникаций ГК «ГЭНДАЛЬФ» Анна Матвеева решает вопрос вкусностями. В 8:50 в офисе выкладываются фрукты, а к 9:05 убираются. По словам Анны, это отлично работает. «Люди нуждаются в поощрении больше, чем в порицании…» (Элинор Портер, писательница).
Способ № 2: Забота
Если опаздывать в последнее время стал один человек, спросите у него о причине. Возможно, у него что-то случилось. Часто проблемы в семье и со здоровьем нас изматывают. Если действительно у работника форс-мажор, дайте ему один или несколько выходных.
Роман Сабиржанов, учредитель Hotconsulting, поступил именно таким образом, когда выяснилось, что у его подчиненного недомогание. После решения вопроса со здоровьем сотрудник снова стал пунктуальным, как и прежде. Иногда все проще, чем кажется.
Способ № 3: Гибкий график
Бывает, у человека такие обстоятельства, при которых он действительно не может приезжать вовремя. Например:
- он добирается из пригорода;
- маршрутка из его части города ходит не по единому графику;
- у него заболел родственник и так далее.
Такие случаи стоит рассматривать отдельно. Если этот работник вам ценен, я считаю, что нужно пойти на уступку и сделать для него более гибкий график.
Способ № 4: Конкурс
Если у вас коллектив:
- молодой;
- с чувством юмора;
- положительно относящийся к розыгрышам,
введите со следующего месяца конкурс «Опоздун месяца». На фото выигравшего на протяжении 30 дней будут любоваться все сотрудники. Или можете при всех дарить грамоту. Только не переусердствуйте: постарайтесь не обидеть человека, но в то же время отметьте его «особенность».
Анна Матвеева (ГК «ГЭНДАЛЬФ») попробовала внедрить похожий метод. Только в этой компании награждают отдел, сотрудники которого реже всех задерживаются. Результаты оказались хорошими.
Способ № 5: Если ничего другое не помогает
Если по-хорошему не получилось, попробуйте по-другому. По правилу «один за всех, и все за одного». Опоздал сотрудник на 20 минут — все работники отдела задерживаются на 20 минут после 18:00. Это поможет, если систематические опоздания связаны с личными характеристиками постоянно задерживающегося коллеги.
Внимание! Метод жесткий, он может понизить ваш авторитет среди подчиненных. При этом иногда это действенный способ, позволяющий сплотить коллектив и «заставить» его контролировать дисциплину самостоятельно.
Универсального средства здесь нет. Вы как руководитель должны мотивировать персонал и знать, что ему необходимо. Какой метод выбрать — решать вам!