Найти в Дзене
Места моей истории

1902 г. Записка М. И. Туганъ-Барановскаго о переселеніи в Лохвицкой (Полтавской губернии) уездной земской управе

Оглавление

Журналъ засѣданія 6 Октября 1902 г

Въ засѣданіе прибыли: Предсѣдатель Комитета, Уѣздный Предводитель Дворянства А. Ф. Русиновъ; Членъ Уѣздной Земской Управы В. А. Слюзъ; Предсѣдатель собраній Лохвицкаго общества сельскихъ хозяевъ ген. А.Е.Илляшевичъ; князь Н. Б. Щербатовъ, князь А. М. Орбеліани, А.В.Десятовъ, В. И. Моисеенко, П. М. Ломоносовъ-Гейеръ, Г. С. Маледъ, И.П.Бедро, В.М.Шеметъ, Г. К, Андерсонъ, Р. Ф. Реннингъ, А. Д. Соломаха, А.И.Мариниченко, Е. А. Моисеенко, М. Ф. Красовская, С. П.Афанасьевъ, И.О.Петриковецъ, В. К. Скитскій, А. Д. Пріймакъ, П. И. Ковтунъ, А.П.Савченко, Я. К. Кулишъ, А. Д. Бѣланъ, Т. Хоменко, Е. Гиря, Е.Пивоваровъ, К.О.Чайка, Г. С. Крятъ, И. С. Чепурко, И. Хоменко, П.Хоменко, А. Харапоновъ и секретари Комитета: А. К. Влахопуловъ, В.М.Черновъ и А. Н. Добровольскій.

По открытіи засѣданія, Предсѣдатель А. Ф. Русиновъ, объявивъ, что въ этомъ засѣданіи подлежатъ обсуждению остальные вопросы доклада М. И. Туганъ-Барановскаго: 1) о переселеніи, и 2) о Крестьянскомъ Банкѣ, приглашаетъ собраніе заслушать записку М. И. Туганъ-Барановскаго о переселеніи. Читается записка М. И. Туганъ-Барановскаго о переселеніи. По прочтеніи записки, Предсѣдатель А. Ф. Русиновъ предлагаетъ обсудить записку по заключительнымъ пунктамъ ея, такъ какъ остальная часть ея есть только мотивировка къ нимъ.

А. Д. Пріймакъ (казакъ) заявляетъ, что желательно было бы, чтобы норма для отвода отъ казны надѣловъ переселенцамъ была увеличена съ 15 десятинъ на душу мужского пола до 30 десятинъ.

А. К. Влахопуловъ разъясняетъ, что земля надѣляется не на ревизскую душу, а на каждую наличную душу мужского пола: слѣдовательно, и дѣти тоже получаютъ по 15 десятинъ, Предсѣдатель А. Ф. Русиновъ ставитъ на обсужденіе собранія предложеніе А. Д. Пріймака о желательности увеличить норму для отвода отъ казны надѣловъ переселенцамъ съ 15 десятинъ на каждую душу мужского пола до 30 десятинъ. А.К.Влахопуловъ находитъ, что вопросъ объ увеличеніи нормы надѣла не есть вопросъ первой важности: его можцо будетъ рѣшить потомъ особо. Важно то, чтобы каждому было предоставлено право свободнаго переселенія. Если можно будетъ переселяться кому угодно, то надѣлъ въ 15 десятинъ на каждую наличную душу вполнѣ достаточенъ по сибирскимъ условіямъ. Надо принять во вниманіе климатическія условія Сибири. Тамъ поздняя весна и быстро она наступаетъ: въ 2 недѣли все таетъ. Очень ранняя осень, 1-го Октября лежитъ уже глубокій снѣгъ. Такъ что промежутокъ для полевыхъ работъ очень непродолжительный. При этомъ съ молотьбой хлѣба тоже приходится спѣшить, такъ какъ въ Ноябрѣ уже начинаются бураны. Такимъ образомъ, всегда приходится спѣшить съ хозяйственными работами, и потому при недостатчности рабочихъ рукъ надѣлъ въ 15 десятинъ вполнѣ достаточенъ. Если увеличить надѣлъ, то все равно нельзя успѣть его обработать. К. О. Чайка (казакъ) поддерживаетъ предложеніе А. Д. Пріймака. Допустимъ такой случай: у переселяющагося одинъ сынъ, и ему тогда даіотъ 30 десятинъ; но вѣдь могутъ у него родиться еще 5 сыновей: тогда 30 десятинъ мало. А. К. Влахопуловъ замѣчаетъ, что нельзя разсчитывать на то, что когда-нибудь можетъ быть. А. Д. Пріймакъ настаиваетъ на увеличеніи надѣла, потому что въ Сибири больше занимаются скотоводствомъ . Хлѣбъ часто вымерзаетъ. Скотоводство теперь въ Сибири очень выгодно. Масло тамъ теперь дорого. Скотоводство же на малыхъ участісахъ заводить нельзя. Иослѣ ііолученія падѣла купить земли въ Сибири нельзя, а потому слѣдовало бы увеличить норму надѣла. И. П. Бедро, дополняя сказанное А. К. Влахопуловымъ о хозяйствѣ въ Сибири, указываетъ на то, что нельзя говорить о Сибири такъ, какъ будто тамъ вездѣ одна система хозяйства. При малоцѣнности продуктовъ сельскаго хозяйства приходится преимущественно заниматься скотоводствомъ: поэтому-то и желательно увеличить переселенческие надѣлъ. Князь Н. Б. Щербатовъ тоже указываеть на различіе хозяйственныхъ условій въ разныхъ мѣстностяхъ Сибири и Средней Азіи. Говоря объ Азіатской Россіи, надо имѣть въ виду, именно, ту мѣстность, о которой говорится: въ Туркестанѣ и Закаспійскоиъ краѣ, напр., условія совершенно иныя. Но въ Сибири есть мѣста лѣсныя, гдѣ надѣлы будутъ нарѣзаны въ тайгахъ, гдѣ придется корчевать лѣсъ, и тамъ надѣлъ въ 15 десятинъ вполнѣ достаточенъ. По есть и степныя мѣстности, напримѣръ, въ Степномъ генералъ-губернаторствѣ, гдѣ безъ скотоводства нельзя жить. Тамъ не будетъ хватать и увеличенныхъ надѣловъ. Р. Ф. Реннингъ находить болѣе правильнымъ опредѣлять размѣръ надѣла не на душу, а на каждый дворъ. При переселеніи необходимо установить минимальное количество земли на отдѣльный дворъ. Большая семья могла бы въ такомъ случаѣ раздѣлиться на отдѣльныя хозяйства для полученія надѣловъ. А. В. Десятовъ замѣчаетъ, что у крестьянъ сущіествуетъ опасеніе о недостаткѣ земли въ Сибири для желаіощихъ переселиться, и потому предлагаетъ, чтобы при образованіи и отводѣ переселенческихъ участковъ Правительство опредѣляло въ надѣлъ перѳселенцамъ только нѣкоторую часть этого участка, оставляя остальную часть въ запасѣ. Для дополнительныхъ надѣловъ при приростѣ населенія. А. К. Влахопуловъ, поясняя предложеніе А. В. Десятова, указываетъ, что въ Сибири существуетъ два вида переселения и надѣленія землей. Одинъ заимочный, когда переселяются 1—2 семьи: въ этомъ случаѣ отводится по 15 дес. на каждую, безъ права на увеличеніе. Другой—товарищескій, если переселяется цѣлое общество: тогда отводится на каждую наличную мужскую душу по 15 десятинъ и по 25 десятинъ на каждую семью оставляется въ запасѣ на случай увеличенія народонаселенія. И такой надѣлъ составляетъ дачу извѣстнаго села. Имѣя въ виду Западную Сибирь, трудно говорить о новыхъ нарѣзкахъ. Говоря вообще о Сибири, нужно имѣть въ виду мѣстность, про которую говорится. Напримѣръ, въ Алтайскомъ и Бійскомъ округахъ тамъ давно уже тѣснота, тамъ уже и трехполье отживаетъ свой вѣкъ. Есть мѣстности лѣсистыя, тайга, гдѣ ведется подсѣчное хозяйство: лѣсъ выжигаютъ, распахиваютъ зеилю и послѣ нѣсколькихъ урожаевъ, когда земля истощается, переходятъ въ другое мѣсто. Эта подсѣчная система хозяйства, правда, не можетъ просуществовать долго. Вообще въ Сибири такъ разнообразны условія хозяйства, что трудно говорить о минимумѣ или максимумѣ надѣла. Но 15 десятинъ на каждую душу, при 25 десятинахъ запасныхъ на семью, по его мнѣнію, вполнѣ достаточный надѣлъ. П. М. Ломоносовъ-Гейеръ находитъ, что увеличеніе надѣла на душу нежелательно потому, что это будетъ несправедливо по отпошенію будущаго поколѣнія, которое пожелало бы переселяться. Присоединяется къ мнѣнію Р. Ф. Реннинга, что опредѣлить минимумъ надѣла слѣдуетъ на семью. Председатель А. Ф. Русиновъ, формулируя три предложенія: 1) А. Д. Пріймака объ увеличеніи надѣльной нормы для переселенцевъ отъ 15 до 30 десятинъ. 2) Р. Ф. Реннинга объ опредѣленіи минимальной нормы на семью, а не на душу, и 3) А. В. Десятова объ образованіи особыхъ запасныхъ земельныхъ участковъ при отводѣ надѣловъ переселенцамъ, ставитъ первое изъ нихъ на баллотировку, каковое и принято большинствомъ - 18 голосовъ противъ Затѣмъ, князь Н. Б. Щербатовъ возбуждаетъ вопросъ, къ какому раіону должно быть отнесено только-что принятое постановленіе. П. П. Бедро полагаетъ, что принятое постановленіе относится только къ переселяющимся въ нашей мѣстности. Наши малороссы не привыкли къ подсѣчному хозяйству и переселяются преимущественно въ Пріамурскуіо область и Уссурійскій край. А. В. Десятовъ по этому поводу замѣчаетъ, что теперь уже раздаются только лѣсные участки и солончаки, и тамъ увеличеніе надѣла не принесло бы пользы. Князь Н. Б. Щербатовъ добавляетъ, что для солончаковъ, можетъ быть, и 115 десятинъ нужно, но лѣсные надѣлы свыше 15 десятинъ были бы только обременительны: напримѣръ, латыши, привычные къ подсѣчному хозяйству, отлично знаютъ, что и съ такимъ участкомъ трудно справиться. П. М. Ломоносовъ-Гейеръ также подтверждаетъ, что необходимо знать, въ какой мѣстности отводятся участки: въ Черноморьѣ, гдѣ также даютъ 15 десятинъ лѣса съ обязательствомъ его выкорчевывать, оказывается, что далеко не всѣ могутъ это обязательство выполнить. Генералъ А. Е. Илляшевичъ замѣчаетъ, что въ Томской губерніи и вообще въ Западной Сибири уже и нѣтъ больше земли, пригодной для переселенцевъ, кромѣ .лѣсистыхъ и болотистыхъ мѣстностей. И. П. Бедро возражаетъ на это, что дворянамъ, однако, тамъ будутъ раздавать, вѣроятно, не лѣсные участки: слѣдовательно, и въ Западной Сибири есть мѣста, пригодныя для нашихъ малороссовъ; но ихъ почему то не раздаютъ... Князь И. Б. Щербатовъ. Но вѣдь туда пока еще никто не идетъ. К. 0 . Чайка папоминаетъ, что вопросъ слѣдуетъ считать оконченнымъ. Предсѣдатель А. Ф. Русиновъ объясняетъ, что обсуждается вопросъ о томъ, къ какой мѣстностп нужно отнести состоявшееся постановленіе: только ли къ Сибири, или къ Кавказу и къ степнымъ Средне-Азіатскимъ владѣніямъ. К. О. Чайка въ такомъ случаѣ указалъ бы, прежде всего, на Пріамурскуюобласть. А. К. Влахопуловъ разъясняетъ, что приходится имѣть въ виду лишь земли, свѣдѣнія о которыхъ собираются Переселенческимъ Комитетомъ. Земель такихъ уже не очень много, и переселение теперь уже тормозится. Конечно, въ Сибири земель много и очень хорошихъ, но только ихъ не даютъ переселенцамъ по разиымъ мѣстнымъ видамъ государственнаго хозяйства. Напримѣръ, въ районахъ, гдѣ добывается золото, и неподалеку отъ нихъ земля переселенцамъ не отводится вовсе. Это такъ называемыя мѣстности, благонадежныя по золоту. Затѣмъ, въ Западной Сибири, тамъ, гдѣ есть горные рудники и заводы и гдѣ, по предположенію, можетъ быть руда, земля отдается теперь лишь въ краткосрочную аренду, не болѣе какъ на 5 лѣтъ: раньше же сдавалась на 15 лѣтъ. При этомъ арендаторами такихъ земель являются лишь бывшіе горнорабочіе, не получившіе въ свое время надѣла. Итакъ, земли въ Сибири есть, но онѣ не принадлежать къ переселенческимъ участкамъ и предназначены для государственнаго хозяйства. Генералъ А. Е. Илляшевичъ утверждаетъ, что и переселеніе на Амуръ уже пріостанавливаютъ, а затѣмъ наступаетъ черѳдъ и для Уссурійскаго края. А. К. Влахопуловъ это объясняется государственными сосбраженіями—земли жѳ по Амуру еще много. Предсѣдатель А. Ф. Русиновъ предлагаѳтъ дополнить предыдущее постановленіе поясненіемъ, что это желательно для тѣхъ мѣстностей, куда преимущественно переселяются малороссы, т. е. по отношенію къ участкамъ, пригоднымъ для хлѣбопашества и скотоводства. Предложеніе это принято. Затѣмъ баллотируются предложенія Р. Ф. Реннинга и А. В. Десятова, изь которыхъ первое собраніемъ отклонено, а второе принято условно, на случай, если существующія правила отвода переселенческихъ участковъ не обезпечіваютъ дополнительной нарѣзки. Предсѣдатель А. Ф. Русиновъ, обращаясь къ докладу М.Н. Туганъ-Барановскаго, ставитъ на обсужденіе вопросъ о свободѣ переселенія, помимо разрѣшеній на переселеніе отъ Губернскаго Пріісутствія, сь предоставленіемъ всѣхъ льготъ по простому заявленію о намѣреніи переселиться. Князь Н. Б. Щербатовъ вполнѣ готовъ согласиться со свободой переселенія, но считаетъ необходииымъ указать при этомъ строго опредѣленные районы. Надо непремѣнно знать, куда хочетъ направиться переселенецъ. Здѣсь важное значеніе имѣютъ условія климата и прочее. Генералъ А. Е. Илляшевичъ находитъ, что простого заявленія недостаточно, такъ какъ у намѣревающихся переселиться могутъ быть мѣстныя обязательства, Необходимо поэтому хотя бы разрѣшеніе земскаго начальника. А. Д. Пріймакъ желалъ бы, чтобы разрѣшало, по крайней мѣрѣ, мѣстное начальств(К. О. Чайка высказывается также за разрѣшеніе земскимъ начальникомъ по представленію Волостныхъ ГІравленій. Послѣднимъ всегда хорошо извѣстны всѣ обстоятельства переселяющихся. Въ настоящее время, къ сожалѣнію, переселяются не тѣ, кто особенно нуждается,- вся же бѣднота остается, такъ какъ не имѣетъ средствъ на переселеніе. А. К. Влахопуловъ, поддерживая предложеніе М. Н. Туганъ-Барановскаго, настаиваетъ на снятіи всякой опеки. Волостному Правленію нѣтъ никакого дѣла до этого. Волость и земскій начальникъ не могутъ знать лучше самого желающаго переселиться всѣхъ обстоятельствъ. Необходимо только разрѣшеніе общества, обусловливаемое отсутствіемъ недоимокъ. За. нимь остается это право не увольнять, и этого довольно. Что касается частныхъ долговъ, то на нихъ выдаются исполнительные листы; казенный недоимки переводятся по мѣсту жительства: слѣдовательно, остаются только долги земскіе и мірскіе, которые могутъ быть приняты во вниманіѳ при выдачѣ обществами увольнительныхъ приговоровъ. Къ этому мнѣнію присоединяется и П. М. Ломоносовъ-Геперъ. Князь А. М. Орбеліани, напротивъ, полагаетъ, что опека необходима по отношенію къ людямъ, дѣйствующимъ безсознательно. Обыкновенно переселяются не самые бѣдные, у которыхъ на это и средствъ нѣтъ, а тѣ, кто мог ъ бы остаться и здѣсь. Ихъ убѣждаютъ къ переселенію богатые, чтобы скупить ихъ земли. Р. Ф. Реннингъ замѣчаетъ, что земскій начальникъ легко могъ бы стать на ту точку зрѣнія.что и Губернское Присутствіе. Остались бы, слѣдовательно, тѣ же стѣсненія, которыя существуютъ и теперь. И. П. Бедро, также поддерживая предложеніе М. И. Туганъ-Барановскаго о свободѣ переселенія, оспариваетъ мнѣніе, что переселенцы дѣйствуютъ безсознательно, и указываетъ на общераспространенный обычай предварительной посылки ходоковъ. Вообще къ переселенію относятся не такъ легко и долго обсуждаютъ этотъ вопросъ. Неудачи же объясняются главнымъ образомъ препятствіями и затрудненіями на мѣстахъ переселенія. Придутъ въ одно мѣсто, а тамъ оказывается, что свободныхъ участковъ уже нѣтъ, и приходится итти дальше и дальше. Вотъ эти то поиски особенно и разоряютъ ихъ. Всѣ несчастія совершаются главнымъ образомъ въ пути переселенцевъ. Быть можетъ, переселяются не самые бѣдные, но кому хорошо живется, тотъ не пойдетъ. Предоставить разрѣшеніе на переселеніе Волостнымъ Правленіямъ, по его мнѣнію, было бы не особенно хорошо. Это значило бы предоставить все усмотрѣнію волостного старшины и писаря, Въ результатѣ получился бы большой произволъ, при чемъ могутъ быть и личные счеты. Предоставить это земскому начальнику тоже нежелательно. Отъ этого развѣ только быстрѣѳ получались бы разрѣшенія, но стѣсненія остались бы тѣ же. Итакъ, слѣдуетъ предоставить полную свободу переселенія, ограничиваемую лишь наличностью долговъ. Предсѣдатель А. Ф. Русиновъ проситъ разъяснить, настаиваетъ ли И. П. Бедро на безусловномъ невмѣшательствѣ и полной свободѣ, или имѣетъ въ виду, хотя бы выселеніе туда только, гдѣ указанъ отводъ участковъ; или, быть можеть, онъ поставилъ бы условіемъ даже предварительный отводъ самыхъ участковъ. И. П. Бедро разъясняетъ, что онъ стоитъ за упразднение ограниченій, съ однимъ только условіемъ предварительной посылки ходока или поѣздки самого переселяющагося, если онъ одинъ. Князь Н. Б. Щербатовъ возбуждаетъ вопросъ о желательности указать болѣе или менѣе значительные районы, выселеніе въ которые можно было бы допустить безъ особыхъ разрѣшеній переселенцамъ—малороссамъ. Вѣдь тамъ, гдѣ вятскій крестьянинъ устроится хорошо, малороссъ оказался бы въ безвыходномъ положеніи и счелъ бы свое житье на новомъ мѣстѣ за каторгу. А. Д. Пріймакъ предлагаетъ просить Правительство указывать, гдѣ имѣются свободные участки для переселенцевъ. A. К. Влахопуловъ заключаетъ, что недоразумѣніе сводится, главнымъ образомъ, къ слѣдующему: крестьяне обыкновенно не знаютъ, гдѣ есть свободные участки. Нѣтъ надлежаш,ей агентуры для переселенцевъ, нѣтъ на мѣстахъ, хотя бы при Земскихъ Управахъ, справочныхъ конторъ и бюро. Дѣло упростилось бы, кажется, если бы Комитетъ высказалъ пожеланіе, чтобы уѣздныя земства были агентами переселенческаго департамента, который бы доставлялъ управамъ всѣ свѣдѣнія по переселенческому дѣлу: описаніе переселенческихъ мѣстностей, и прочее. И. П. Бедро, отстаивая свободу переселенія, полагалъ бы, что тамъ уже найдутся н пути и способы къ упорядочепію самаго дѣла. Что же касается требования предварительнаго осмотра участка, то это даже не ограниченіе, а лишь простая предосторожность. B. М. Черновъ разсматриваетъ свободу переселенія, какъ частный видъ свободы передвиженія вообще, которую считаетъ необходимымъ условіемъ правильно организованнаго гражданскаго общества. Поддерживая предложеніе М. И. Туганъ-Барановскаго, онъ полагаетъ, что единственное средство упорядочить переселенческое передвижение заключается нъ устройствѣ агентуры при Земскихъ Управахъ, на которую указалъ А. К. Влахопуловъ. Князь А. М. Орбеліани указываетъ на значительное число возвращающихся переселенцевъ, какъ на доводъ противъ свободы переселенія. A.К.Влахопуловъ оспариваетъ, будто бы цифра бѣгущихъ обратно такъ велика. Здѣсь, на мѣстѣ, такія возвращенія зарегистрованы сравнительно въ рѣдкихъ случаяхъ. Крестьяне, прежде чѣмъ выселяться, долго совѣтуются и стараются хорошо разузнать всѣ условія. Кромѣ того, замѣчается, что съ теченіеиъ времени они относятся къ этому болѣе сознательно. Поэтому и опека становится излишнимъ стѣсненіемъ. B.М.Черновъ, признавая неупорядоченность переселенческаго движенія и бѣдствія, претерпѣваемыя переселенцами въ пути и на мѣстахъ водворения, полагаетъ, однако, что въ этомъ нельзя видѣть довода въ пользу стѣсненія. Движеніе сельскохозяйственныхъ рабочихъ, быть можетъ, еще болѣе неупорядочено и сопровождается не меньшими бѣдствіями и неудачами, но никто вѣдь не предложилъ бы какихъ-нибудь стѣснительныхъ мѣръ, задерживающихъ движенія рабочихъ. Единственное средство упорядочить дѣло и здѣсь, и тамъ, можетъ заключаться лишь въ організаціи справочныхъ бюро. Князь И.Б.Щербатовъ, высказываясь за полную свободу съ мѣста, считаетъ необходимымъ пріурочить ее къ извѣстнымъ районамъ въ переселенческихъ мѣстностяхъ. Советы и указанія считаетъ также необходимыми, особенно въ виду того, что въ Томской губерніи и на Кавказѣ, куда большею частью направляются переселенцы изъ Полтавской губерніи и вообще изъ Малороссіи, мѣста, пригодныя для переселенцевъ, уже разобраны, и нужно указать новые районы и новыя условія. Въ общей массѣ переселенцевъ процентъ неудачниковъ, по его мнѣнію, весьма значителенъ. Новыя хозяйственный условія имѣютъ чрезвычайно важное и вмѣстѣ съ тѣмъ совершенно различное значеніе для переселяющихся изъ разныхъ мѣстностей Россіи. Въ Туркестаыѣ, напримѣръ, пензенскій мужикъ, сѣющий только рожь, полжительно пропадетъ; огородникъ же легко привыкаетъ къ климату и почвеннымъ условіямъ и устраивается тамъ хорошо. Переселенческіе чиновники вообще недостаточно знакомы съ этой стороной дѣла или судятъ слишкомъ огульно по губерніямъ; между тѣмъ, этого недостаточно. Бюро, конечно, необходимы, но вмѣстѣ съ тѣмъ желательно было бы ограничить свободу переселенія указаніемъ различныхъ переселенческихъ районовъ для различныхъ мѣстностей выселенія. Л. Д. Пріймакъ, поддерживая А. К. Влахопулова, утверждаетъ, что назадъ вообще не возвращались, кромѣ не получившихъ разрѣшенія. Да и тѣ вернулись потому только что ихъ задержали въ пути и отправили обратно. Крестьяне и казаки уже привыкли и знаютъ, какъ переселяться, задерживать ихъ не слѣдуетъ. А. В. Десятовъ, присоединяясь къ мнѣнію М. В. Чернова о желательности полной свободы переселенія и передвиженія вообще, находитъ однако его аналогію переселенческаго движенія съ движеніемъ сельскохозяйственныхъ рабочихъ неудачной. Личность крестьянина должна быть свободна, но вмѣстѣ съ тѣмъ необходимо такъ организовать переселеніе, чтобы случаи возвращения не имѣли мѣста. Въ настоящее же время, у насъ не проходить ни одного съѣзда, чтобы не разбирались дѣла о возвращеніи грунта вернувшимся переселенцамъ. Р. Ф. Реннингъ указываетъ еще на новую причину неудачъ переселенцевъ, которой придаетъ большое значеніе—отсутствіе агрономической помощи на мЬстахъ водворенія. И. ПI. Бедро присоединяется къ мнѣніямъ, высказаннымъ А. К. Влахопуловымъ, А. В. Десятовымъ н В. М. Черновымъ, и полагаетъ, что организовать агентуру сумѣло бы лучше всего уѣздное земство, болѣе близкое къ населенію. Предсѣдатель А. Ф. Русиновъ указываетъ на противорѣчіе въ мнѣніи И. П. Бедро, раньше высказывавшагося за довольно тяжелое ограниченіе свободы передвиженія предварительнымъ осмотромъ участковъ ходоками, а теперь поддерживающаго полную свободу переселенія, И. П. Бедро объясняет, что теперь отказывается отъ такого ограниченія, потому что оно представляется ему ненужнымъ при организаціи справочныхъ переселенческихъ бюро при земскихъ управахъ. Объявленъ перерывъ. По возобновлении засѣданія, Предсѣдатель А. Ф. Русиновъ предлагаетъ установить послѣдовательность вопросовъ, подлежащихъ разрѣшенію. Онъ предполагалъ бы такую ихъ формулировку: 1) Признается ли желательнымъ организовать при земствахъ справочныя бюро по переселенческимъ дѣламъ? 2) Признаются ли нынѣшній порядокъ переселенія и относящіяся сюда законоположенія удовлетворительными? И если нѣтъ, то; а) Желательно ли предоставленіе разрѣшенія на переселеніе губернскимъ присутствіямъ? б) Желательно ли предоставленіе разрѣшеній на пѳреселеніѳ земскимъ начальникамъ, по представленіямъ Волостныхъ Правленій? в) Желательно ли предоставленіе полной свободы переселенія? г) Желательно ли ограничить свободу переселенія предварительной посылкой ходока, или предварительнымъ пріобрѣтеніемъ участка. Затѣмъ собраніе, высказавшись за нѳудовлетворительность нынѣ существующаго порядка, признало нежелательнымъ предоставленіе разрѣшеній на переселеніе губернскимъ присутствіемъ, а также и земскимъ начальникамъ по представленіямъ Волостныхъ Правленій. Собраніе въ принципѣ также высказалось за предоставленіе полной свободы переселений, не сгѣсеяемой никакими формальными разрѣшеніями. Князь Н. Б. Щербатовъ вносить предложеніе о желательности, чтобы Правительствомъ предоставлялись льготныя условія по проѣзду переселенцевъ и ихъ ходоковъ на мѣста предполагаемаго переселенія, для ихъ осмотра и окончательнаго водворенія по указаніямъ земствъ, опредѣляющихъ районы, выселеніе въ которые для мѣстнаго населенія представляется благопріятнымъ или возможнымъ. Предложение князя Н. Б. Щербатова принято собраніемъ единогласно. Затѣмъ собраніе признало также желательнымъ, чтобы пользованіѳ льготами по переселенію, кромѣ льготъ по проѣзду было обусловлено предварительной посылкой ходока и отводомъ поселенческаго участка переселяющемуся. Предводитель А. Ф. Русиновъ предлагаетъ на разрѣшеніе собранія вопросъ о разселеніи внутри Европейской Россіи. Князь П. Б. Щербатовъ проектировал бы, чтобы казна, съ этой цѣлью, продавала, въ густо иаселенныхъ мѣстахъ, принадлежащія ей земли крестьянамъ и, взамѣнъ этого, покупала бы земли, въ менѣе населенныхъ мѣстахъдля продажи ихъ, или отдачи въ долгосрочныя аренды на льготпыхъ условіяхъ переселѳнцамъ. Генералъ А. Е. Илляшевичъ дополняетъ мысль князя Н. Б. Щербатова свѣдѣніями, относящимися къ Царству Польскому, гдѣ Крестьянскій Банкъ покупаетъ земли для продажи ихъ переселенцамъ. А. В. Десятовъ сомнѣвается, есть ли достаточно данныхъ для того, чтобы доказать, что продажа казенныхъ земель, въ мѣстахъ густо населенныхъ, была бы выгодна для крестьянъ. Можстъ быть, мѣстное населеніе отъ этого только потеряетъ, потому что оно лишится возможности арендовать эти земли. Князь И. Б. Щербатовъ указываешь на то, что въ Великороссіи, напримѣръ, крестьяне не привыкли къ долгосрочнымъ арендамъ. Тамъ за десятину подъ озимь платятъ 20 руб., при цѣнѣ на землю въ 100 рублей, а въ долгосрочную аренду по 7—8 руб. за десятину не берутъ. Тамъ только зарабатываютъ барышники, которые берутъ казенныя земли въ долгосрочныя аренды и послѣ нанимаютъ подъ одинъ посѣвъ крестьянамъ и зарабатываютъ рубль на рубль. А. К. Влахопуловъ дополняетъ указаніе князя Н. Б. Щербатова примѣромъ изъ удѣльнаго вѣдомства. Зачастую земли удѣльнаго вѣдомства, взятыя въ аренду цѣлымъ обществомъ, попадаютъ въ руки нѣсколькихъ кулаковъ, которые послѣ отдаютъ эту жѳ землю подъ одинъ посѣвъ втридорога голытьбѣ. Князь Н. Б. Щербатовъ дополняетъ первое свое предложеніе пожеланіемъ, чтобы на деньги, вырученныя отъ продажи казенныхъ земель, покупались казной частновладѣльческіе лѣса въ малолѣсныхъ мѣстностяхъ, что очень важно, напримѣръ, для Полтавской губерніи —сохранить лѣса. Предсѣдатель А. Ф. Русиновъ ставить на разрѣшеиіе собранія оба предложенія князя Н, Б. Щербатова, которыя и приняты собраніемъ съ добавленіемъ, чтобы всѣ эти операціи вѣдалъ Крестьянскій Банкъ. Затѣмъ Прѳдсѣдатель ставитъ на обсужденіе, въ послѣдовательномъ порядкѣ, предложенія М. И. Туганъ-Барановскаго, указаныя въ его запискѣ, Прѳдложеніе о помощи Крестьянскимъ Банкомъ переселенцамъ, при продажѣ ими земель и недвижимаго имущества на мѣстахъ выселенія, принято собраніѳмъ безъ преній. Предложепіе о значительномъ пониженіи переселенческаго тарифа собраніе отклонило, замѣнивъ его заявленіемъ о желательности улучшѳнія всѣхъ вообще условій перевозки переселенцевъ, причемъ скорость передвиженія должна быть по возмножности приравнена къ пассажирскому движению. Затѣмъ, почти безъ преній, приняты собраніѳмъ предложенія М. И. Туганъ-Барановскаго: объ увеличеніи путевыхъ ссудъ переселенцамъ и выдачѣ ихъ всѣмъ неимущимъ переселенцамъ, а не только нѣкоторымъ изъ нихъ; объ организаціи продовольственной и медицинской помощи въ пути и въ мѣстахъ ихъ скопленія; о выдачѣ ссудъ переселенцамъ на домообзаведеніе, продовольствіе и устройство хозяйства на мѣстахъ поселенія; о повышеніи ссудъ при водвореніи до 200 руб.; объ удлиненіи срока возвращенія ссудъ до 30 лѣтъ; объ устройствѣ на мѣстахъ вселенія школъ, церквей, а также складовъ земледѣлъческихъ машинъ и орудій: это постаповленіе, по предложению Р. Ф. Реннинга, дополнено заявлепіемъ о желательности организаціи Правиіельствомъ агрономической помощи переселенцамъ, при посредствѣ инструкторовъ на мѣстахъ водворенія. Собраніе признало затѣмъ необходимымъ и расширеніе землеотводныхъ работъ, какъ въ Азіатской, такъ и въ Европейской Россіи и значительное увеличеніе ассигнованій на эти цѣли изъ государственнаго казначейства, согласно съ предложеніемъ М. И. Туганъ-Барановскаго, П. М. Ломоносовъ-Гейеръ передаетъ просьбу Я. В. Артіохова—возбудить вопросъ объ изысканіи мѣръ для переселенія неимущихъ крестьянъ, которое представляется ему необходимымъ какъ для нихъ самихъ, такъ и, главнымъ образомъ, для того, чтобы освободить общества отъ безземельнаго элемента. Князь Н. Б. Щербатовъ замѣчаетъ, что это очень сложный вопросъ, кого считать неимущимъ и безземельнымъ. Войдутъ ли сюда и городскіѳ жители? И вообще, какъ провести грань? Вѣдь никакихъ средствъ не хватило бы, если бы сюда вошли, напримѣръ, кустари, ремесленники и рабочіе. Такъ, въ Екатеринославской губерніи 80 % фабричныхъ рабочихъ теперь остались безъ работы. Поэтому онъ предпочитаетъ говорить лишь о малоземельныхъ. Надо лѣчить тѣхъ, кто еще не умеръ. В. М. Черновъ поясняетъ мысль Я. В. Артюхова, который считаетъ необходимымъ, чтобы, въ извѣстныхъ случаяхъ самая иниціатива вопроса о переселеніи, и затѣмъ организація его, исходила отъ земства или администраціи. Именно тамъ, гдѣ нужда въ переселении особенно велика, оно наиболѣѳ затруднено. Предсѣдатель А. Ф. Русиновъ, признавая вопросъ этотъ очень важнымъ, не считаетъ возможнымъ разрѣшить его непосредственно сейчасъ же. Чтобы какъ нибудь распутаться съ этимъ вопросомъ, необходимо позаботитьси о созданіи вообще всѣхъ условій, облегчающихъ переселеніе, чтобы сдѣлать его возможнымъ и для бѣднѣйшихъ. Этого можно было бы достигнуть, между прочимъ и, повышеніемъ нормальиаго размѣра ссуды. Но еще важнѣе было бы исправить первую нашу ошибку, объ увеличеніи размѣра отводимыхъ для переселенцевъ участковъ до 30 десятинъ. Это увеличение значительно уменьшило бы вообще количество переселенцевъ, могущихъ устроиться на извѣстной площади, и служило бы побужденіемъ къ переселенію болѣе зажиточныхъ, переселеніе которыхъ не вызывается никакой надобностью, разумѣется, въ ущербъ малоземельнымъ и безземельнымъ, для которыхъ уменьшилось бы количестло свободныхъ переселенческихъ участковъ. Можетъ быть, А. Д. Пріймакъ отказался бы отъ своего пред.іоженія и вывелъ бы насъ изъ затруднительнаго положенія. П. М. Ломоносовъ-Гейеръ замѣчаетъ, что вѣдь такое щедрое надѣленіе было бы равносильно насажденію въ Сибири крупнаго землевладѣнія, только не дворянскаго. И. П. Бедро, который раньше поддерживалъ предложеніе А. Д. Пріймака, теперь сознаетъ, что постановленіе это было большой ошибкой, и предлагаетъ замѣнить его слѣдующииъ: поселѳнческій участокъ, въ зявисимости отъ состава семьи, долженъ быть вообще достаточѳнь по местным условіямь для устройства правильнаго мелкого крестьянского хозяйства. Собраніѳ соглашается сь предложеніемъ Н. П. Бедро и въ этомъ смыслѣ постановляетъ изменить свое первичное постановленіе. Лохвицкій Уездный Комитетъ на Предложеніѳ М. И. Туганъ-Барановскаго о желательности раздачи государственныхъ земель въ Сибири дворянамъ прінято собраніемъ съ поправкой П. М. Ломоносова-Гейера о томъ, чтобы отводъ участковъ дворянамъ и лицамъ другіхъ сословій, допускался только въ такомъ размѣрѣ, и на тѣхъ же условіяхъ, какъ это имеет мѣсто и по отношенію крестьянъ. Взамен этого собраніе прізнало желательнымъ усиленіѳ средствъ, отпускаемыхъ на переселенческое дѣло. Вопросъ о такой реорганизаціи Крестьянскаго Банка, которая поставила бы его въ тесную связь съ планомѣрнымъ разселеніемъ земледѣльческаго населенія въ предѣлахъ Имперіи, разрѣшенъ собраніемъ въ положительномъ смыслѣ. Въ заключеніе князь Н. Б. Щербатовъ, придавая важное значеніе предоставленія переселенцамъ льготъ по воинской повинности, предлагаетъ распространить льготы эти, на случай мобилизаціи, на состоящіхъ въ запасѣ нижнихъ чиновъ изъ переселяющихся, не исключая и ходоковъ. Предложеніе это принято. Затѣмъ собраніе, согласно съ предложеніемъ А. Ф. Русинова, признало желательнымъ увеличеніе размѣра ссудъ переселенцамъ до 300 руб. на хозяйство.
Засѣданіе закрыто но назначеніи слѣдующего на 14-е Октября.

Записка М. И. Туганъ-Барановскаго по вопросу о переселеніи.

Полтавская губернія занимаетъ за послѣднее время одно изь первыхъ мест (а за нѣкоторые годы и первое мѣсто) среди всѣхъ русскихъ губерній по числу переселенцевъ. И это неудивительно въ виду крайнего малоземелья, составляющаго, какъ извѣстно, главнѣйшее зло крестьянскаго хозяйства Полтавской губерніи. Трудность положенія полтавскаго крестьянина увеличивается еще слабымъ развитіемъ въ Полтавской губерніи земледѣльческихъ отраслей труда. Крупная промышленность почти отсутствуетъ, а мелкая кустарная промышленность даеть лишь ничтожные заработки небольшому числу крестьянъ. Неудивительно, что переселеніе является единственнымъ выходомъ для избыточнаго населенія Полтавской губерніи, готоваго ѣхать хоть за тысячи верстъ, чтобы основать свое собственное хозяйство, для котораго не находится мѣста на родной зеилѣ. Поэтому Лохвицкій уѣздъ чрезвычайно заинтересованъ въ широкой и правильной організаціи переселенческаго дѣла. Къ сожалѣнію, однако, слѣдуетъ признать, что существующая организація этого важнаго дѣла оставляетъ желать весьма и весьма многаго. Прежде всего, и до настоящаго времени крестьянинъ, желающій переселиться, долженъ преодолѣть многочисленныя административныя препятствія, стѣсненія и пооволочки, связанныя съ полученіемъ разрѣшенія отъ губернскаго присутствия на выселеніе. Первымъ шагомъ переселенческаго отдѣла Министерства Внутреннихъ Дѣлъ былъ извѣсетный циркуляръ 20 Февраля 1897 года, установившій цѣлый рядъ стѣсненій переселенческаго дѣла и рекомендовавшій губернскимъ учрежденіямъ при разсмотрѣніи ходатайствъ о переселеніи руководствоваться мыслью о нежелательности развитія послѣдняго въ размѣрахъ, не оправдываемыхъ хозяйственнымъ положеніемъ каждаго даннаго общества, и наблюдать, чтобы не выселялись тѣ семьи, кои по малочисленности состава или по бѣдности не могутъ расчитывать на устройство своего быта въ Сибири. Циркуляръ этотъ долженъ былъ побудить и, дѣйствительно, побудилъ губернскія учрежденія создавать препятствія къ переселенію въ Сибирь именно тѣхъ элементовъ крестьянскаго населенія, которые болѣе всего нуждаются въ переселеніи — деревенской бѣдноты. По насущная нужда, голодъ гонитъ крестьянина изъ родной деревни — и онъ уходитъ изъ нея, не взирая ни на какія административныя препоны. Факты показываютъ, что отсутствіе законнаго разрѣшенія не въ силахъ воспрепятствовать крестьянскому пересѳленію. По оффиціальнымъ статистическимъ даннымъ, число самовольныхъ переселенцевъ (т. е. не получившихъ разрѣшенія) достигло въ 1899 году 53% всѣхъ переселенцевъ. Итакъ, болѣе половины переселенцеиъ уходитъ безъ разрѣшенія мѣстной власти. Это достаточно характеризуетъ, какъ неохотно администрация даетъ эти разрѣшенія. По словамъ оффиціальнаго изданія, канцеляріи Комитета Министровъ, "значительное большинство самовольныхъ переселенцевъ дѣлало попытки попасть въ Сибирь законнымъ путемъ, лишь впослѣдствіи отказываясь отъ своего намѣренія, вслѣдствіе различныхъ препятствій, не зависѣвшихъ отъ ихъ воли. Главнымъ изъ этихъ препятствій были задержки въ удовлетвореніи со стороны мѣстной администраціи ходатайствъ о выдачѣ имъ разрѣшеній. Другой причиной самовольныхъ переселеній служило несочувственное отношеніе мѣстныхъ властей къ ходатайствамъ о переселеніи и отказъ въ выдачѣ разрѣшеній; въ послѣднемъ случаѣ самовольное отправленіе въ путь представлялось для крестьянъ иногда прямо неизбѣжнымъ въ виду того, что они часто распродавали свое имущество немедленно вслѣдъ за подачей прошеній о дозволеніи имъ переселиться" ("Колонизація Сибири", 1900 г., стр. 162—163). Итакъ, оффиціальпоѳ изданіе Комитета Министровъ признаетъ неизбежность самовольныхъ переселеній, въ виду образа дѣйствій мѣстной администраціи, насильственно удерживаюпі,ей переселеііцевъ на мѣстахъ ихъ жительства. Но самовольное переселеніе лишаетъ крестьянина права пользоваться льготнымъ переселенческимъ тарифомъ, что болѣе, чѣмъ вчетверо удорожаетъ проѣздъ; самовольные переселенцы лишаются разнаго рода льготъ, которыми пользуются переселенцы на законномъ основаніи; имъ отводятся наихудшія земли и то, если таковыя окажутся; они не пользуются путевыми ссудами и пр. и пр. Такимъ образомъ, прямымъ слѣдствіемъ административныхъ стѣсненій переселенческаго дѣла является то,'что около половины переселенцевъ принуждено переселяться на свой собственный страхъ и рискъ, не пользуясь обычными льготами и подвергаясь опасности вернуться на родину послѣ окончательнаго разоренія и обнищанія. Не удивительно, что на ряду съ могучей переселенческой рѣкой, направляющейся изь Россіи въ Сибирь, наблюдается и обратное теченіе изъ Сибири въ Россию переселенцевъ, потерпѣвшихъ полное крушеніе въ своихъ попыткахъ найти свободную землю и принужденныхъ возвратиться на ту самую родину, которая оказалась по отношенію къ иимъ такой суровой мачехой. Стѣсненія переселенческаго дѣла исходит, однако, далеко не отъ одной мѣстной администраціи. И центральная власть принимаетъ за послѣднее время рядъ мѣръ, направленныхъ къ тому же. Въ 1897 г. ссуда на обзаведеніе переселенцевъ па мѣстахъ заселенія фактически понижена вдвое—со 100 руб. на семью до 50 руб. на семью, причемъ и выдача этой уменьшенной ссуды была обставлена различными затрудненіями. Сокращеніе ссудъ было настолько ощутительно для переселенцевъ, что мѣстная администрація сибирскихъ губерній неоднократно указывала на вредныя послѣдствія этой мѣры и на необходимость повысить размѣръ ссуды, въ виду чего Министерство Внутреннихъ Дѣлъ возбудило въ 1899 г. вопросъ о повышеніи ссудъ до 150 руб. Однако, предположенія Министерства Внутреннихъ Дѣлъ не получили осуществленія, и по дѣйствующимъ правиламъ 1899 года размѣры ссудъ переселенцамъ, выдаваемыхъ крестьянскими чиновниками, не должны превышать 50 руб. на семью. Самое полученіе ссудъ на мѣстахъ обставлено разнаго рода затрудненіями. На это указываетъ и "Отчетъ статсъ-секретаря Куломзина", констатирующій, что законъ, требующій разсмотрѣнія губернскими присутствіями, внѣ очереди ходатайствъ переселенцевъ о выдачѣ ссудъ, совершенно не соблюдается на дѣлѣ; такъ, напримѣръ, въ' Томскомъ присутствіи, лѣтомъ 1896 года 423 дѣла о пособіяхъ еще не были разрѣшены, хотя значительная часть ихъ касалась переселенцевъ, водворившихся еще въ 1895 г. Легко представить какою было положеіііе переселенцевъ, не получавшихъ, благодаря администратіівііымъ проволочкамъ, столь необходимаго для нихъ, пособія. Удивительно ли, при такихъ порядкахъ, что многіе переселенцы не уживаются на новыхъ мѣстахъ и возвращаются обратно. Ограничительные мѣры Правительства противъ развитія переселеній оффиціально мотивируются недостаткомъ земель въ Сибири, пригодныхъ для заселенія. Однако, на ряду съ этимъ, признается возможнымъ раздавать государственныя земли дворянамъ для насажденія въ Сибири крупнаго дворянскаго землевладѣнія. Слѣдовательно, свободныя земли имеются въ достаточномъ количествѣ. Но если бы ихъ было, дѣйствительно, слишкомъ мало, то площадь, пригодная для заселения, всегда могла бы быть увеличена раширеніемъ землеотводныхъ работъ. Расширенію и улучшеніе организации этихъ работъ является въ настоящее время одной изъ самыхъ важныхъ задачъ переселенческаго дѣла. Въ 1901 г. было ассигновано на работы, по образованию переселенческихъ участковъ изъ і-редствъ Сибпрсі.аго Комитета, 640 тысячъ руб. Если бы эта сумма была увеличена въ несколько разъ, то соотвѣтственно выросла бы и площадь земли, пригодной для заселенія, ибо свободный земельный фондъ Сибири (а также и многихъ иныхъ мѣстностей Российской Имперіи) еще громаденъ. По недостаточно принять мѣры къ устройству переселенцевъ въ мѣстахъ заселенія. Надо также и улучшить условія, при которыхъ переселенецъ ликвидируетъ свои экономическія отношенія въ мѣстѣ своей прежней осѣдлости, а также при которыхъ совершается самое переселѳніе. Въ настоящее время выселяющійся крестьянинъ не имѣетъ возможности выгодно продать движимое и недвижимое имущество, остающееся на мѣстѣ и обыкновенно терпитъ огромныя потери на этой продажѣ, что въ свою очередь, ослабляя переселенца въ экономическомъ отношеніи, препятствуетъ устройству правильнаго хозяйства на мѣстахъ вселенія. Расходы по далекому путешествію окончательно разоряютъ переселенца. При болѣе широкой постановкѣ переселенческаго дѣла, естественно привлечение къ нему Крестьянскаго Банка. Помимо Сибири и окраинъ Россіи, въ Европейской Россіи имѣется множество слабо заселенныхъ земель, вполнѣ пригодныхъ для устройства крестьянскаго хозяйства. Крестьянскій Банкъ, какъ указано выше, могъ бы взять на себя организацію покупки земель въ мѣстностяхъ съ низкой цѣной земли для заселенія ихъ земледѣльческимъ населеніемъ мѣстностей, страдающихъ отъ земельной тѣсноты. Въ виду всего вышеизложеннаго представлялись бы желательными соотвѣтствующія мѣры для улучшенія условій крестьянскаго переселенія: 1) Предоставленіе полной свободы переселенческому двиясенію. Требованіе, чтобы переселяющіеся получали на это разрѣшеніе отъ мѣстнаго губернскаго присутствия должно быть отмѣнено и замѣнено требованіемъ простого заявленія мѣстной власти выселяющагося о своемъ выселеніи. Всѣ ф'актііческіе переселенцы должны пользоваться всѣми льготами, предоставляемыми переселенцамъ. 2) Крестьянскій Банкъ долженъ оказывать помощь переселяющемуся въ безубыточной для переселяющагося продажѣ принадлежащей ему земли и недвижимаго имущества. 3) Нынѣ дѣйствующій льготный переселенческій тарифъ долженъ быть значительно пониженъ. 4) Норма путевыхъ ссудъ переселенцамъ должна быть увеличена, примѣрно, до 50 руб. (вмѣсто нынѣ дѣйствующей нормы въ 30 руб.), и самыя ссуды должны выдаваться всѣмъ неимущимъ переселенцамъ, а не незначительной части вхъ, какъ нынѣ. 5) Должны быть улучшены условія передвиженія переселенцевъ: организована въ болѣе широкихъ размѣрахъ продовольственная и медицинская помощь переселенцамъ, улучшено устройство переселенческихъ вагоновъ, ускорена быстрота движенія переселенческихъ поѣздовъ, устроены въ большомъ количествѣ помѣщенія для персселенцевъ въ мѣстахъ ихъ скопленія и пр. и пр. 6) Должны быть приняты энергичныя мѣры къ тому, чтобы переселенцы немедленно, по прибытіи на мѣста вселепія получали ссуды на домообзаведеніе, продовольствіе и устройство хозяйства. 7) Нормальный размѣръ ссудъ переселенцамъ при водвореніи долженъ быть повышенъ, по крайней мѣрѣ, до 200 руб. на одно хозяйство, т. е. до тЬхъ размѣровъ, въ какихъ ссуды выдавались переселенцаиъ по правиламъ, утвержденнымъ Министерствомъ Внутреннихъ Дѣлъ въ 1891 году. 8) Срокъ возвращенія ссудъ долженъ быть удлинпенъ до 30 лѣтъ, со времени истеченія льготнаго срока, который долженъ быть продолженъ до 10 лѣтъ. 9) Должны быть приняты болѣе энергичныя мѣры къ устройству школъ и церквей на мѣстахъ вселенія, а также складовъ земледѣльческихъ орудій, сѣмянъ и пр. 10) Для устраненія недостатка пригодныхъ для заселенія земель, должны быть значительно расширены, какъ въ Азіатской, такъ и въ Европейской Россіи землеотводныя работы. Ассигнованія Государственнаго Казначейства на эти цѣли должны определяться не сотнями тысячъ рублей, какъ ныне, а милліонами. 11) Раздача государственныхъ земель въ Сибири и Пріамурскомъ краѣ дворянамъ, для насажденія крупнаго дворянскаго землевладѣнія, должна быть прекращена. 12) Взамѣнъ этого должно быть организовано въ широкихъ размѣрахъ переселеніе крѳстьянъ въ Пріамурскій край морскимъ и сухонутнымъ путемъ, для чего должны быть соотвѣтственно увеличены ассигнованія на этотъ предметъ изъ средствъ Государственнаго Казначейства и распространены на амурскихъ переселенцевъ всѣ льготы и пособія, которыми пользуются сибирскіе переселенцы. • 13) Дѣятельность Крестьянскаго Банка должна быть приведена въ тѣсную связь съ разселеніемъ земледѣльческаго населенія въ прѳдѣлахъ Ииперіи, соотвѣтственно степени земельной тѣсноты или земельной свободы въ каждой мѣстности Имперіи.

----------------------------------------—

Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025