Слушайте, скоро уже, оказывается, юбилейная сотая публикация на этом канале, больше трёх месяцев веду, а ещё ни разу не коснулся самой типичной ситуации, которая случается со всеми и, наверное, каждый день. Ну, не каждый, конечно, если бы каждый - это патология, но всё-таки регулярно. Я говорю о ситуации "молодой человек, у меня волос в тарелке".
Я хотел привести в пример что-то такое эдакое, потом решил не выделываться, поэтому - просто чтобы у всех была одинаковая картинка: представьте белую тарелку диаметром приблизительно с локоть, на ней - сочные листья салата, испачканные химико-майонезным соусом "Цезарь", чесночные сухари, красные половинки томатов черри, в положении "север - восток - юг - запад" - четыре пламенные креветки, всё это под лепестками твёрдого сыра типа пармезан. Человек перемешивает салат вилкой, подносит ко рту и обнаруживает в тарелке длинный чёрный волос. И подзывает официанта, показывает на волос и отодвигает тарелку. Что дальше?
Тут надо отметить следующее - во-первых, само собой, надо убедительно изобразить сожаление, сочувствие, интенсивное чувство вины и прочее. Действительно, ресторан обманул гостя в его ожиданиях, а это всегда болезненно; и если гость более или менее адекватный, то есть не орёт с ходу, не грозит и так далее, надо спокойно и вежливо поинтересоваться, что будет лучше - переделать блюдо или он выберет что-то другое?
Дальше интереснее. Я уже упоминал в предыдущей публикации, что с этикетом у нас дела неважные. Если гость согласен на переделать блюдо, по этикету полагается оставить первую тарелку, с волосом, на столе, и только когда принесут следующую - убрать первую. Наверное, понятно, для чего это делается - чтобы у гостя отсеклись сомнения, что ему подали ровно тот же самый салат, удалив волос и придав первозданный вид. У нас это не прокатывает - гости требуют убрать с глаз долой богомерзкую вещь, которая испортила настроение и аппетит, поэтому официант тарелку уносит, а когда приносит переделанный салат (допустим, что его реально сделали заново с нуля) - гость обязательно как бы язвит, что мы там на кухне просто убрали волос, сделали косметический ремонт и т.д. Почему-то гости думают, что это крайне оригинальное замечание.
Во-вторых, зачастую гости (это чаще девушки) говорят, что им теперь вообще больше тут уже ничего не надо, ибо "аппетит как-то, знаете, пропал". К таким деликатным созданиям нужен вдвойне трепетный подход, поэтому официант следует сделать максимально скорбное лицо, словно умерли все родные или, что намного хуже, любимый сериал закрыли из-за низких рейтингов. И скорбным, глухим голосом, исполненным горечью по поводу тщетности Бытия вообще, нужно с безнадёжностью предложить хотя бы десерт в подарок или кофе или скидку или я не знаю что.
Многие считают таких гостей сложными. Никаких сложностей с ними нет, их примитивная психика как раскрытая книга, им нужно всего лишь убедительно доказать, что повар на кухне уже делает ритуальное самоубийство из чувства стыда, а весь смысл работы ресторана на ближайшие десять тысяч лет будет состоять единственно в том, чтобы попытаться хоть на микрон загладить вину, масштаб которой надо проводить по орбите Плутона.
В-третьих, внутренне к таким ситуациям надо подходить спокойно. Волосы попадаются в тарелках гостям по всему миру прямо в эту секунду, и они необязательно с головы официанта, повара или ещё кого. Доводилось читать в какой-то из книг по ресторанному бизнесу, что 80% волос, попадающих на кухню и в тарелку - вообще не из ресторана, их надувает снаружи. Я не знаю, как они проводили исследования и как собирали эти статистические данные, доказательств нет, но мы и сами эмпирически пришли к таким же выводам. Иногда гости находят, скажем, длинный светлый волос. А на кухне - все брюнеты и стрижены коротко, официанты - то же самое, бармены - то же самое, менеджер - шатенка, гость - лысый.
Отсюда напрашивается вопрос - а не бывает ли такого, что гости сами подбрасывают волосы или чего другое в блюдо, чтобы получить скидку, десерт или просто не платить за салат?
Ну, это, конечно, детский сад, нормальные люди таким не занимаются, это развлечение для мартышек; поэтому ответ "да", это бывает.
Как сейчас помню случай, как в одном заведении нас, персонал, приняли за лохов: гости съели всю пиццу, остался 1 кусочек. И в нём "обнаружился" кусочек пластика с острым углом, причём прямо в тесте, если такой съесть - будет бесплатная "Кровавая Мэри" из горла за счёт умирающего.
Гости потребовали какую-то типа компенсацию, иначе они тут это самое.
Доложили шефу, тот спросил, где сидят эти гости и вышел в зал.
В том заведении это было, вежливо выражаясь, не принято, чтобы шеф выходил в зал к гостям. Так что случай был экстраординарный, менеджер глаза вылупила на такой фокус. Шеф подошёл к гостям, представился, спросил, в чём дело. Гости, двое студентов, уже чуть менее уверенно сказали про кусочек пластика. На что шеф показывает им ладони и говорит:
- Лепёшки лично сам катал час назад. Была бы эта штука в тесте - поцарапала бы кожу. Царапины видите? А кого вижу я перед собой - знаете?