Найти в Дзене
Николаева Кристина

Изящество, мужество, стать - мужская мода в XVII веке

Как-то я уже писала о женской моде и красоте в XVII веке (читать здесь), но опустила мужскую моду. А ведь она важна не менее женской и является отражением событий и веяний. Ведь за сто лет мода превратила мужчин из военных в придворных. И этот путь прослеживается во всём от силуэтов до украшений.

Придворный костюм времён Людовика XIV, вторая половина XVII в.
Придворный костюм времён Людовика XIV, вторая половина XVII в.

Весь XVI век Испания была лидером на европейской арене, в том числе и в моде. И для моды были характерны геометрические пропорции фигуры. Мужской костюм больше походил на рыцарские доспехи. Короткие штаны буфы, туго набитый ватой и конским волосом, то же самое было и с камзолом. Отличительной чертой являются воротник-фреза или как его ещё называли мельничный жернов, который делали из накрахмаленного кружева. Такая ситуация сохранялась до 1618 года, когда в Европе разразилась война.

Дворянин  в костюме, нач. XVII в. 1610-е.
Дворянин в костюме, нач. XVII в. 1610-е.

Переход к удобной более удобной одежде ещё наметился с 90-х годов XVI века. И война подстегнула эту тенденцию, способствуя дальнейшему упрощению мужского костюма. Уже с 20-х годов становятся заметны эти изменения.

-3

Удлиняется длина штанов, внизу их завязывают лентами. Камзол также стал коротким, линия талии поднялась и украшалась бантами. На рукавах делаются разрезы через которые видна ткань сорочки. Всё это украшается бантами, галуном, кружевными манжетами и воротниками.

Филипп Херберт 4-ый граф Пембрук, худ. Антонис ван Дейк, ок. 1634 г. Обратите внимание, на широкий кружевной воротник.
Филипп Херберт 4-ый граф Пембрук, худ. Антонис ван Дейк, ок. 1634 г. Обратите внимание, на широкий кружевной воротник.

Вообще было два вида верхней одежды, камзол и колет. Колет — специальная куртка без рукавов, которую как правило делали из телячьей кожи. Она не стесняла движений, защищала от холода. Её было удобно носить на войне, поэтому она была основной одеждой солдат.

Портрет дворянина в колете.
Портрет дворянина в колете.

Важной деталью костюма были плащи. Их надевали везде, в зависимости от повода. Он мог быть коротким, длинным до щиколоток, иногда такой плащ использовали для парирования ударов на дуэли. Держался он на двух шнурах, которые завязывались на груди.

Морис Лелуар. Д'Артаньян, Миледи и лорд Винтер (гл.  Англичане и Французы). Хорошо видны короткие плащи у д'Артаньяна и лорда Винтера.
Морис Лелуар. Д'Артаньян, Миледи и лорд Винтер (гл. Англичане и Французы). Хорошо видны короткие плащи у д'Артаньяна и лорда Винтера.

Другой не менее важной частью костюма является перевязь, на которой держится шпага. Делали её так же из кожи, иногда её обшивали тканью, украшали тесьмою и теснением (обычно так делали для парадных выходов). И в отличие от прошлого столетия, в семнадцатом веке её носили через плечо (в XVI в. шпагу носили на поясных портупеях).

-7

Образ довершали кожные перчатки с раструбами (могли украшаться изнутри кружевом) и фетровые шляпы с перьями.

Такая мода с незначительными изменениями держалась всю первую половину XVII века. Лишь в сер. 40-х и нач. 50-х. в мужском костюме произойдут значительные изменения.

Людовик XIV в возрасте 5-6 лет.
Людовик XIV в возрасте 5-6 лет.

Итак, будущий "король-солнце" пока ещё дитя. За него правит мать Анна Австрийская и кардинал Мазарини. Но даже в столь юном возрасте он умудрялся влиять на моду и появилась такое явление, как "детская мода Людовика XIV". Однако следовали ей отнюдь не дети, а взрослые мужчины и женщины. В этом плане мужской костюм той поры выделяется особенно сильно.

Мужская мода 50-х - 60-х гг.
Мужская мода 50-х - 60-х гг.

Мужская куртка сильно укоротилась (её ещё называли веста). Из под весты проглядывала сорочка с пышными сборками. Веста украшалась бахромой, набивными рисунками, пуговицами, кружевами, лентами и драгоценностями.

Но особенно выделялись штаны, которые представляли собой широкие шаровары, поверх надевали широкую складчатую юбку. Такие штаны назывались ренгравами, в честь Рейнграва ван Сальма — голландского посла в Париже.

Эта мода выглядела так нелепо, что Мольер писал по этому поводу в своей комедии "Скупой":

От башмаков до шляпы — банты, ленты, банты,
ленты!.. Распустят до пояса парики из пакли,
штаны наденут, широкие, все в складках —
пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят
сборками над тощим животом!

Однако к 70-ым годам костюм возвращается к более естественным линиям (хотя пышность и богатство никто не отменял). Моду диктует сам король-солнце.

Король-солнце в окружении министров и придворных.
Король-солнце в окружении министров и придворных.

Появляется жюстокор — кафтан, который плотно облегает фигуру, имел много пуговиц и был богато украшен спереди. Его рукава были широкими, из под них была видна ткань рубашки. В полах проделывались разрезы, чтобы было удобно ездить верхом и носить шпагу, которую теперь одевали под кафтан.

-11

Поверх жюстокора расправлялось жабо (праобраз галстука). Придворные подражали королю. Одеваться скромно считалось проявлением дурного вкуса. На пошив костюма шли дорогие ткани ярких цветов.

С восьмидесятых Людовик начал стареть, умерла его жена Мария Терезия, разразилось знаменитое дело о ядах, он дал отставку своей многолетней фаворитке маркизе де Монтеспан и женился на мадам де Ментенон.

Всё это повлияло на короля, его окружение и моду, в том числе. Цвета одежды стали намного строже, убавилось количество украшений.

Людовик XIV  в зрелом возрасте.
Людовик XIV в зрелом возрасте.

В последние годы жизни он лишился большей части своей семьи, из-за чего он много раз облачался в траур, король находился под влиянием иезуитов и модой больше сильно не увлекался. После этого мужская одежда больше не менялась кардинально вплоть до Великой Французской Революции.

Людовик XIV и его семья, худ. Николя де Ларжильер  1710 г.
Людовик XIV и его семья, худ. Николя де Ларжильер 1710 г.

В XVII веке Франция становиться страной диктующий моду на всю Европу. Но если в первой половине века определяющую роль играли военные действия, то во второй половине всё определяла фигура короля-солнце и его окружение.

Мода — понятие нерациональное и быстроменяющиеся явление. То как выглядит мужской костюм сейчас, это влияние многих веков и его эволюция. Я специально не описываю, как одевались крестьяне и горожане. В массы мода уйдёт лишь под конец XIX века, в рассматриваемое нами время — это привилегия правящих классов.

P.S. Если тебе понравилась статья, ставь лайк, подписывайся на канал и оставляй комментарии. Дальше будет интересней.