В июне стоимость бензина достигла своего исторического максимума, составив, например, для бензина марки Премиум-95 около 58 тыс рублей за тонну. С минимума середины апреля рост составил порядка 56 %.
Причина заключается в утвержденном Правительством РФ снижении в 2 раза нормативов продаж моторного топлива (бензина и дизельного топлива) на бирже (т.е. на внутреннем рынке) в период с 1 апреля по 30 июня 2020 года. Как заявил по этому поводу представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС)
«Временное снижение нормативов продаж позволит стабилизировать ситуацию и обеспечить баланс спроса и предложения на рынках нефтепродуктов».
Как мы видим, это заявление далеко от реальности.
Основная цель этого решения заключается
в упрощении вывоза нефтяными компаниями нефтепродуктов за рубеж, где они стоят существенно дороже, чем в России.
Доказательством этого факта служит динамика изменения экспортных пошлин на нефтепродукты, которая для товарных бензинов снизилась в мае по сравнению с январем 2020 года почти в десять раз.
Ценообразование на моторное топливо в России зависит от уровня так называемого «демпфера», т.е. если цена от реализации топлива за рубеж выше цен на внутреннем рынке, то разницу нефтяникам доплачивает бюджет (и наоборот – нефтяные компании платят в бюджет, если внутренние цены выше экспортных).
Цены на нефть рухнули. Почему в России не падают цены на бензин?
В этом заключается причина того, что в России вне зависимости от цен на нефть на мировых рынках стоимость бензина только растет. В текущей ситуации государство, разумеется, не заинтересовано в компенсации недополученной прибыли нефтяникам, переложив эту «ношу» на плечи населения.
Ситуацию усугубляет действующий с июня запрет на импорт в страну моторного топлива (в основном из Белоруссии), который также направлен, как это заявлял министр энергетики РФ Александр Новак, на
«поддержку отечественной нефтеперерабатывающей отрасли и сохранение занятости».
Дополнительным фактором увеличения поставок моторного топлива за рубеж также является снижение курса рубля, так как реализация нефтепродуктов осуществляется за валюту, а налоги и зарплаты сотрудникам нефтяные компании платят в рублях. Таким образом, действующие ограничения по добыче нефти в рамках сделки ОПЕК+, которые уже привели к дефициту российской нефти на европейском рынке, а также дальнейшее ослабление курса рубля в связи с резким сокращением притока в страну валютной выручки будут и дальше двигать цены на бензин вверх.
Не будем забывать, что повышение стоимости моторного топлива бьет не только по карману автомобилистов, но и дает вклад в стоимость многих товаров и услуг (производство, транспорт и т.д.), т.е. напрямую отражается на инфляции.
СТАВЬТЕ ЛАЙК, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЁ МНЕНИЕ. Я ЕГО ПРОЧТУ И ДЛЯ МЕНЯ ОНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО
Также по этой теме рекомендую почитать: