Найти тему
SELFD3V

Аналитическая культура

Оглавление
Интересуетесь бизнес-анализом в ИТ? Приглашаю Вас ознакомиться с моей книгой "Профессия "бизнес-аналитик". Краткое пособие для начинающих", которая вышла в издательстве "Олимп-Бизнес".

Разобраться во всех хитросплетениях аналитической профессии непросто. Представим себе крупную организацию, Банк или ИТ-компанию, в которой работают два молодых специалиста. Один занимается статистическим анализом финансовых показателей, а другой - постановкой требований к программному обеспечению. Несмотря на то, что молодые люди занимаются разными задачами, название должности у них одинаковое - аналитик.

Разновидностей аналитики великое множество, ведь анализировать можно что угодно и как угодно. А потому понимание специфики аналитических направлений будет полезно всем, кто в рамках своей работы взаимодействует с аналитиками. Но с чего начать формирование целостного понимания об аналитике как профессии? В этом вопросе поможет книга Карла Андерсона "Аналитическая культура".

-2

Книга "Аналитическая культура", посвящена построению в организации культуры управления на основе данных. Автор рассматривает множество аспектов аналитической работы, начиная со сбора и повышения качества данных и заканчивая нюансами корпоративной культуры. Я же в своём рассказе остановлюсь лишь на тех аспектах книги, которые будут полезны для формирования общего представления об аналитике, как профессии.

Кто автор

Карл Андерсон — директор по аналитике в компании Warby Parker (Нью-Йорк). Защитил степень Ph.D в математической биологии в Университете Шеффилда.

Карл Андерсон
Карл Андерсон

2 главных вопроса аналитика или важность контекста

По мнению автора, два главных вопроса, на которые отвечает аналитик вне зависимости от сферы деятельности - "Почему?" и "Что делать?".

Первый вопрос посвящён анализу причин, которые привели к интересующему компанию положению дел. Например, почему продажи товаров снизились по сравнению с прошлым месяцем? Что изменилось? Что послужило тому причиной? Нормально ли это или нужно бить тревогу?

Второй вопрос связан с принятием решений на основе данных. Современные организации располагают огромными массивами данных. Возможных способов обработки и интерпретации данных - десятки если не сотни. Задача аналитика - проанализировать данные, а затем сформулировать предложения о конкретных действиях для руководства компании или Заказчика.

В книге приводится наглядный пример о двух главных аналитических вопросах и важности правильной интерпретации.

Пример с сервером приложений:
Представим себе сервер приложений, благодаря которому работает интернет-магазин. Вдруг перед глазами системного администратора возникает оповещение: "Внимание! Загрузка центрального процессора на сервере за последние пять минут превысила 98%".
Если рассматривать исключительно само оповещение, то на вопросы "Почему?" и "Что делать?" ответить непросто. 98% - это хорошо или плохо? Почему нагрузка выросла? Оповещение не даёт причинно-следственного контекста.
Для понимания ситуации системные администраторы начинают изучать журнал событий, а также смотрят на графики загрузки сервера. И оказывается, что всё дело в автоматическом запуске резервного копирования данных. Таким образом на вопрос "Почему?" ответом будет "Из-за запуска ежедневного резервного копирования", а на вопрос "Что делать?" ответ и вовсе "Ничего, всё так и задумано". Важно, что ответить на оба вопроса было бы невозможно без понимания причинно-следственного контекста.

-4

Многогранная аналитика

В своей книге Карл Андерсон приводит описание различных типов специалистов по аналитике: дата и бизнес-аналитики, специалисты по статистике, квантовые и финансовые аналитики и т.д. Описание каждого типа аналитика подкреплено рассказом о человеке, который работает в данном направлении и описанием задач, которые он решает.

-5

Книга не претендует на представление исчерпывающего перечня типов аналитиков, да это и невозможно. Границы между разными видами аналитики зачастую размыты: всё зависит от конкретных задач и принятых в организации подходов к их решению. Кроме того, со временем появляются всё новые и новые инструменты и подходы к анализу. Тем не менее, книга даёт хорошее базовое представление о типах аналитиков и их ролях в проектах.

Мне очень понравился краткий вариант описания дата-аналитика: "Человек, который разбирается в статистике лучше любого программиста, и программирует лучше любого специалиста по статистике". Также отмечу довольно точное описание профессии "бизнес-аналитик".

-6

Отдельное внимание автор уделяет ключевым навыкам и качествам, которыми должен обладать аналитик. В т.ч. перечисляются популярные инструменты, применяемые для анализа данных. Также свой взгляд на тему гибких навыков (soft-skills) и компетенций аналитиков предлагают руководители подразделений в компаниях Facebook и LinkedIn. Поэтому 4 глава книги будет полезна всем, кто планирует начать работу в аналитике.

На тему гибких навыков, полезных для аналитика, рекомендую ознакомиться со статьёй 11 soft-skills для аналитика в этом блоге.

Кроме того автор останавливается на вопросах организации аналитической работы в компании в целом. Рассматриваются централизованные, децентрализованные и смешанные модели работы аналитических подразделений. По каждой организационной модели приводятся преимущества и недостатки, а также приводятся практические примеры использования: Facebook, eBay, Bank of America.

Заключение

Литературы, посвящённой аналитике не так уж много. По крайней мере таких книг меньше, чем книг, посвящённых управлению проектами или разработке и тестированию программного обеспечения. Отчасти это объясняется обширностью темы: цели, подходы и инструменты для проведения анализа определяются для каждой конкретной задачи. Охватить все в одной книге - задача сложная, практически неподъёмная. Тем не менее, попытку Карла Андерсона можно считать удачной. Да, большая часть книги посвящена вопросам статистического анализа. Тем не менее, многие вопросы, рассматриваемые в книге, применимы ко всем видам аналитики. И если вы хоть раз задавались вопросом о том, чем занимаются аналитики - эта книга для вас.