Найти в Дзене

IPO: что это и зачем

Оглавление

IPO — процесс, в результате которого компания распродает кусочек самой себя тысячам или даже миллионам людей со всех уголков планеты в виде акций. Зачем?

  • Получить средства на развитие бизнеса
  • О компании заговорит весь мир
  • Доверие к ней вырастет, и банки будут давать деньги в долг по более низким ставкам
  • Отчетность станет прозрачной, компанией будет проще управлять
  • Акциями можно выплачивать бонусы сотрудникам и оплачивать сделки

Как проходит IPO?

  1. Первым делом компания сама считает свою стоимость, чтобы понять, стоит ли игра свеч и какую долю можно пустить в свободное обращение. Если все ок, она «причёсывается» под необходимые для IPO требования: меняет свою структуру, запускает отчётность по международным стандартам и т.п.
  2. Затем она привлекает какой-нибудь инвестиционный банк, который займется ее подготовкой к «банкету». Этот банк определяет начальную цену акций, анализирует рыночную ситуацию и решает, в какой момент лучше выйти на IPO.
  3. Далее компания выбирает, в какой стране она хочет выйти в свет. Да, российская компания может запустить свои акции на лондонской бирже, если захочет. Так в свое время поступил банк Тинькофф.
  4. Следующий шаг — подготовка инвестиционного меморандума для регулятора выбранной страны с описанием всех внутренностей компании. В России такой регулятор — это ЦБ, в США — комиссия по ценным бумагам.
    Если регулятор удовлетворен увиденным в меморандуме, он назначает дату IPO.
  5. Потом менеджеры компании несколько недель разъезжают по финансовым центрам мира, чтобы показать компанию потенциальным инвесторам. Их цель — собрать побольше заявок на предварительную покупку акций. Да подороже. После этого этапа приблизительно понятно, чего стоит ждать от IPO.
  6. Наконец, акции компании выходят на биржу, где их уже может купить любой желающий. Цена бумаг, кстати, после этого может взлететь до небес. Так было c Alibaba Group: в первый же день акции выросли на 40%. Так было с Facebook: акции рухнули с $38 до $17,55. IPO — дело рискованное. А еще очень дорогое: на него компании тратят 10-20% от объема выпуска.

Всё: компания стала публичной, ее отчётность вы сможете найти на
официальном сайте, а акции — у вашего брокера.

Словарик:

  • IPO (Initial Public Offering) — первое публичное предложение
  • Реструктуризация — изменение структуры компании
  • МСФО — финансовая отчетность по международным стандартам
  • Андеррайтер — в данном случае инвестиционный банк, готовящий компанию к выходу на IPO
  • SEC (Securities and Exchange Commission) — комиссия по ценным бумагам в США
  • Road show — разъезд по финансовым центрам мира для рекламы своей компании перед выходом на IPO
  • Тикер — краткое название компании на бирже
  • Листинг — регистрация акций компании на бирже