Кассовый разрыв - что это, причины возникновения и меры по предотвращению. Рассказываем и показываем как его устранить на примере действующего финансового сервиса.
Кассовый разрыв - что это такое и его примеры
Под кассовым разрывом понимают временное отсутствие денежных средств на счету компании, образовавшееся в результате некорректного планирования поступлений и трат. Несмотря на сложность определения и упор на качество планирования, кассовый разрыв может возникнуть даже у самого эффективного предприятия. Например, по объективным причинам сразу 3-5 основных клиентов попросили отсрочку по платежам (период уплаты налогов), а ваши поставщики одновременно отказались отгружать товар без предоплаты. Иная ситуация: у вас представилась возможность купить товар, которым торгуете по очень выгодной цене, но при условии закупки сразу большого объема, которого хватит не менее чем на 5 месяцев. Казалось бы – весьма выгодная сделка, но при это ваши финансовые средства будут заморожены в товаре, а в кассе легко образуется разрыв.
Причины его возникновения
Если обобщить все причины возникновения кассовых разрывов, то вы очень удивитесь. По факту их всего четыре:
1. Отсутствие планирования потоков доходов и расходов.
Когда вы не знаете, сколько денег на счет поступит к вам через неделю или на конец квартала, как вы можете гарантировать, что вам хватит средств на оплату налоговых платежей? Пример с налогами очень показателен, так как по ним отсрочку получить практически невозможно.
2. Отсрочка платежа клиентам.
Современные бизнес-реалии вынуждают нам идти навстречу клиентам по множеству пунктов ради продажи здесь и сейчас. Это могут быть скидки, бонусы, подарки или отсрочка платежа. Некоторые предприятия идут еще дальше и просто начинают работать по системе постоплаты. С точки зрения конкурентоспособности на рынке такая позиция может быть оправдана, но проблема в том, что пост-оплату клиенты еще и задерживают. Выстраивая такую модель, вам придется быть готовым к кассовым разрывам и искать дополнительные средства у банков или иметь на счете.
3. Незапланированные расходы.
Сюда чаще всего можно отнести расходы, связанные с новыми проектами, расходы на инновации, которые не принесут прибыль здесь и сейчас, но окупятся в далекой перспективе. Например, апгрейд компьютерного оборудования будет стоить весьма весомо, и его надо запланировать, найти под него средства, а не разом потратить огромную сумму.
4. Отсутствие работы с задолженностью.
Когда клиенты не платят, есть три варианта – ждать оплаты, звонить им с просьбами или начинать юридический процесс выставления претензий. Чаще всего компании, использующие первый вариант сталкиваются с кассовым разрывом, ведь эти поступления были запланированы, но так и не пришли. А вот оплата поставщикам, наверняка, прошла.
Меры по предотвращению кассового разрыва
Причины возникновения кассовых разрывов дают нам четкое представление о том, что же нам делать, чтобы их избежать.
Во-первых, следует начать с должников и разработать процедуру взаимодействия с ними. Сколько напоминаний об оплате вы им отправите, прежде чем напишите официальную претензию? Кто будет заниматься долгом, если придется идти в суд?
Во-вторых, платежный календарь – это жизненная необходимость в современных условиях рынка. Зная свои поступления, траты и обновляя их на ежедневной основе вы формируете спокойное финансовое будущее. Например, если через 2 недели у вас появляется угроза разрыва, вы заранее зададитесь вопросом о том, где я возьму деньги и сохраните свои нервы.
В-третьих, пересмотр платежной политики. Четко обозначьте условия, при которых вы даете отсрочку платежа. Помните, что отсрочка – это дополнительная привилегия, которую вы даете клиенту в обмен на что-то. Если ваш бизнес построен на формате пост-оплате, сформируйте резервный фонд на случай ее задержки.
В-четвертых, грамотное регулируйте объем товаров на складе. Затоваривание - это прямой путь к кассовому разрыву, так как по факту, вы замораживаете деньги.
Как используя специальный сервис можно уберечь себя от возникновения кассового разрыва
Проще всего отследить кассовый разрыв можно с помощью графика денежных потоков. Если расходов больше чем ожидаемых доходов, то график будет в отрицательной зоне. Такой подход сразу покажет, когда поступлений средств меньше, чем бизнес их тратит. Но для этого надо не просто регулярно мониторить доходы и расходы, но еще переводить эти данные в график и делать это в режиме реального времени. При должном уровне знаний и времени, можно сделать программу, которая все это выполнит. Но что делать тем, кто не умеет программировать?
В таком случае лучше воспользоваться профессиональным сервисом финансового учета Vexel, алгоритмы которого в режиме реального времени учтут данные по текущим и плановым транзакциям и превратят это в понятную иллюстрацию. Для доступа к сервису достаточно любого устройства, у которого есть выход в интернет – смартфон, планшет, ноутбук или компьютер. И самое главное – сервис полностью бесплатные для начинающих предпринимателей и тех у кого небольшой собственный бизнес.