Закончился 1940-41 учебный год. Школы затихли в ожидании сентября. И тут, как гром среди ясного неба, 22 июня. Нападение Германии.Учителя мужчины ушли на фронт. Студентки педфаков были в срочном порядке распределены по школам. Некоторые из них стали учителями в 16-17 лет.
Школы работали в 3 смены с 7.30 до 23 часов. Дети учились. И в блокадном Ленинграде, и в разрушенном Сталинграде. Учились и работали.
Не хватало всего: тетрадей, учебников, чернил, ручек и карандашей. Учебник выдавался один на несколько человек (кто рядом живет). Домашние задания выполняли сообща. Чернила делали из сажи, свёклы или ягод бузины. Карандаши разрезали на несколько частей. Писали на всем на чем можно писать: на газетах, старых бланках, любых обрывках бумаги. Некоторые даже дневник вели. Тоже делали из газет или старых книг.
На первом уроке проводили "политинформацию". 5 минут учитель рассказывал, как обстоят дела на фронте.
О детях заботились, пытались сделать их жизнь интересной даже в таких сложных условиях. И даже проводили новогодние ёлки. В дневное время и без освещения. Дарили новогодние подарки: сахар, печенье, конфеты. Проводили спортивные соревнования.
Все ребятишки военного времени работали. Сейчас даже трудно себе представить, что дети могли выполнять такой объем сложной работы. Собирали винтовки, работали на полях, собирали лекарственные травы и помогали в госпиталях. Многие были награждены.
В 1967 году в Ленинграде прошла фотовыставка "Подвиги советских школьников в годы ВОВ.
Эту статью я готовила вместе со своими детьми не для своего канала, а для классного часа в школе. Весной, когда ещё не было никакого карантина. А потом все ушли на дистанционное обучение и... Но, на мой взгляд, подвиг всех детей ВОВ достоин того, чтобы о нём ещё раз напомнить. Надеюсь было интересно.