Фамилия знаменитого режиссера Лунгина уже 30 лет говорит сама за себя. А в 1990-м, когда вышел его первый фильм - "Такси-Блюз", я знала только главного героя - Петра Мамонова (роль Алексея Селивёрстова), и тогда посмотрела кино ради удовольствия слышать красивую музыку, которую рождает саксофон.
Спустя 30 лет этот фильм я открыла для себя заново. Два мира, два стиля, две абсолютные противоположности - работяга-таксист с устоявшимися принципами и правилами (прекрасная актёрская работа Петра Зайченко) и творческая личность, музыкант, в поиске постоянной работы, смысла жизни и себя в ней (Петр Мамонов, отчасти сыгравший самого себя). Мир первого понятен и, казалось бы, никаким изменениям не подлежит. Мир второго - туманен, не определен, с вопросами без ответов, отчего налицо четкая наклонность героя "налево" или вниз - бесконечная чехарда женщин, бессмысленных вечеринок, алкоголя и пустоты в целом. Это я сейчас не от себя пишу - это написано на лице музыканта:
Второму на первого по барабану все-равно. А вот первому на второго - нет. Он же правильный. И он хочет второго (неправильного) убедить в том, что тот не прав, указав ему единственно верный жизненный путь, и сделать из никчемной творческой личности настоящего советского человека (по мнению таксиста, это когда есть работа и дом).
А дальше начинается самое интересное. Лунгин медленно, аккуратно, кадр за кадром, словно боится спугнуть зрителя, показывает нам, как стальной нрав таксиста дает трещину. Как вдруг музыка саксофона разрушает заслонки, которые трудяга зацементировал на подходе к своей душе, и всё глубже проникает внутрь, распускается, разливается там на маленькие ручейки, и в конечном счете меняет окаменелое сознание советского человека. Оказывается, кроме физического труда есть еще труд умственный, есть мысли, есть сомнения, есть стремление к красивому, к свободному, к новому. Кроме самой души есть еще и музыка души. И она может быть очень красивой. А свою серую жизнь, как выяснилось, можно взять и раскрасить яркими красками. Самому. И откуда-то на ранее всегда суровом жестком лице таксиста вдруг появляется улыбка, и она тоже красивая. Как та музыка, которая уже зазвучала в его душе, и уже никуда не денется. Потому что душа трудяги эту музыку годами ждала. А он просто крутил баранку и не знал про это.
Фильм, на мой взгляд, очень сильный. У него неожиданный финал, что бывает нечасто. И он тоже сыграл свою роль в высокой оценке первой работы Лунгина.
Не уверена, что драма будет интересна нынешнему молодому поколению. Она для нас - для поколения 60-70-хх, кто помнит то состояние неопределенности, то душевное беспокойство за будущее и тоску от бессилия что-то изменить. Кто не может сдержать слёзы, когда в кадрах встречаются вот такие предметы быта: счёты, телефон с цифровым диском, настенный календарь 🗓, коврик на стене у кровати, сама кровать с металлическими набалдашниками, советская кукла.
Качество кадров оставляет желать лучшего, но ведь фильм снимали 30 лет назад.
Улыбаюсь, когда вижу классические атрибуты из жизни каждого советского человека - "Тройной" одеколон, железная зеленая кружка и потоп в ванной:
Также приятно вспомнить желтое такси, зелененький "Запорожец" и желто-синюю советскую милицию 🚕🚓:
А как красиво в СССР накрывали столы 🧈🍞🍳🧀. Сейчас - понятно, но раньше-то дефицит был, а вон как аппетитно и весело получилось:
А таким мы видим нашего таксиста в конце фильма. Он уже не в трениках с оттянутыми коленками и неприкрытым торсом. У него всё другое - выражение лица, костюм с галстуком 👔 , сервировка на столе. А почему так?
А потому что в его душе теперь звучит музыка саксофониста. И пробуждает в ней все то прекрасное, что в ней было заложено. Его просто нужно было расшевелить.
Большое спасибо режиссеру (Павел Лунгин), оператору (Денис Евстигнеев) и всем актерам, чья работа спустя 30 лет будоражит и вызывает приятные эмоции.
Если Вам понравилась статья, мне будет приятно увидеть лайк, комментарии и подписку на канал 👍
Другие статьи о хорошем кино⬇:
Жизнь за чужой счет в сериале Константина Богомолова "Содержанки"
Актёрский и семейный дуэт Виктории Толстогановой и Алексея Аграновича в красивой драме О.Карас "Выше неба"