Фильм об Александре Невском снят Сергеем Эйзенштейном в 1938 году, и уже тогда был принят публикой с восторгом. Советско-германские отношения уже тогда были натянутыми, поэтому фильм о противодействии псковичей и новгородцев германской экспансии был вполне "на злобу дня". А с началом Великой Отечественной войны фильм приобрел и новое патриотическое звучание, т.к. в противостоянии Ливонского ордена и войск Александра Невского явственно читалась борьба Красной Армии с фашистской Германией. Впечатления добавляло и то, что на головном уборе католического епископа, противника Александра Невского, в фильме явно читается свастика.
Начнем с того, что реальный внешний вид знамен Александра Невского не известен. В летописных источниках флажки на копьях дружинников изображены условно в виде красных, синих, зеленых треугольничков. Описаний же не сохранилось вовсе. Даже о знаменах в ходе случившейся почти через 150 лет после Ледового побоища Куликовской битвы сведений почти никаких не сохранилось (а наши представления о них строятся на основе толкований, написанного в 16 веке - то есть через 200 лет после событий - "Сказания о Мамаевом побоище"); что уж говорить о временах Александра Невского... В "Лицевом своде" 16 века, конечно, есть изображения знамен и дружины Александра, и ливонских рыцарей (условные красный и зеленый треугольные флажки), но со времени битвы до написания "Лицевого свода" прошло почти 300 лет. Какая может быть достоверность?
Поэтому режиссер фильма "Александр Невский" Сергей Эйзенштейн совместно с художником-постановщиком Иосифом Шпинелем и художником Константином Елисеевым были вынуждены фактически создать из ничего примеры псевдодревнерусской символики. И "источником вдохновения" для них послужили белокаменные барельефы соборов во Владимире и особенно в Юрьеве-Польском. Логика в общем понятна: если росписи в соборах со временем обновлялись, то белокаменная резьба дошла до наших дней в неизменном состоянии с XIII века, то есть это наиболее надежный и достоверный источник о художественных вкусах того времени. Для эмблематического оформления русского войска в кинофильме использованы несколько сюжетов.
Сюжет №1. Поднявшийся на задние лапы лев
На щитах дружинников, на щите самого Александра Невского, на деталях его одежды изображен поднявшийся на задние лапы лев. Рисунок вполне геральдический корректный, хоть и выполнен в характерном древнерусском стиле.
Точно такой же лев изображен и на шлеме Александра Невского. Здесь, конечно, чисто идеологический момент: прообразом киношного шлема стал вполне реальный шлем отца Александра Невского князя Ярослава Всеволодовича. Но у князя Ярослава в налобной части на шлеме изображен архангел Михаил, а совсем не лев. Но, видимо, в 1938 году архангелу Михаилу не стоило даже надеяться на официальное признание.
Прообраз этого льва - одно из немногих сохранившихся изображений расписанного рисунками древнерусского щита - изображение Святого Георгия на килевидном завершении северного притвора Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. В руках святого изображен каплевидный щит с декоративной каймой и львом в центре.
Черно-белый фильм не давал возможности понять цвет гербов и эмблем, но на рекламных плакатах (мы бы сейчас сказали - "постерах") того времени Александр Невский изображался в цвете: лев на плаще князя серебряный на красном фоне. Очевидно, это намек на герб Владимиро-Суздальского княжества. До своей смерти в 1263 году Александр Невский был Владимирским князем.
Войско Александра Невского на протяжении всего фильма сопровождают три знамени. На одном из них лев, на другом - китоврас, на третьем - серафим.
Сюжет №2. Китоврас.
"Китоврас" - русская версия греческого кентавра, был известен на Руси по крайней мере с 14 века. Владимирские белокаменные соборы украшены в том числе и изображениями китоврасов. Видимо, это связано с древней легендой. что царь Соломон для постройки Иерусалимского храма силой привлек знавшего секреты обработки камня "хитрое чудище Китовраса". Китоврас открыл Соломону секреты мастерства, но после этого по одной версии забросил Соломона на край мира, а по другой удалился в пустыню. Поэтому китовраса изображали именно на каменной резьбе. Предположительно он обозначал мастерство каменотесов, а также намекал на сравнимую с Соломоном мудрость правителя, заказавшего изготовление рельефа.
Китоврас на одном из знамен Александра Невского в фильме практически точно совпадает с рельефом на стене Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Повторена даже круглая рамка с декоративными завитками; правда, положение рук и топора несколько изменено.
На щитах русских дружинников в фильме китоврас изображен несколько по-иному, в руках у него булава (дубинка) и заяц. Именно так, с добытыми на охоте зайцами, часто изображали кентавра Хирона, героя древнегреческой мифологии. Но и здесь параллели с рельефами на владимирских и юрьев-польских соборах очевидна: та же поза, та же прорисовка головного убора.
Сюжет №3. Идущий лев
На втором знамени изображен идущий лев. Его прототип - также белокаменная резьба. Видимо, это определенная фантазия художника на тему львиных сюжетов древнерусских соборов. Но все же наибольшая схожесть отмечается именно со львами собора в Юрьеве-Польском. Львы во владимирских соборах, хоть и также похожи на киношного льва, но как правило, обращены мордой к зрителю.
В пользу собора в Юрьеве-Польском говорит и характерная прорисовка завитков на теле льва
Видимо, не последнюю роль в выборе сюжета знамен Александра Невского сыграли и известные печати Новгорода (а действие фильма происходит в основном в Новгороде и Пскове), на которых изображался "лютый зверь". Все же Александр Невский во время Ледового побоища являлся как раз князем Новгородским.
На некоторых щитах дружинников также встречаются зооморфные изображения: подобие медведя, львиная голова (практически точно срисованная с Дмитриевского собора во Владимире). Впрочем, такие изображения на щитах появляются в фильме эпизодически.
Сюжет №4. Серафим
Наконец, последний сюжет, отмеченный на знаменах Александра Невского в фильме - серафим. Серафимы и херувимы - ангельские чины.
Серафим обычно изображался в виде головы с нимбом, окруженной шестью крыльями.
В отличие от предыдущих сюжетов, графика рисунка уже не напоминает древнюю белокаменную резьбу. Судя по стилю рисунка, его прообразы - изображения художников 19 века. Я бы даже сказал, что рисунок выполнен в стиле Билибина. Но прототипом опять стал Георгиевский собор, среди каменных рельефов там есть и серафим.
Можно сказать, что серафиму повезло. Это единственный религиозный сюжет, попавший в эмблематику русских войск в фильме. Возможно повлияло то, что серафим и выглядит как какое-то сказочное фантастически-мифологическое существо.
Ливонский орден
Ливонский орден также представлен несколькими видами знамен. Во-первых это множество простых узких флажков-прапорцев с черным крестом.
Несколько раз в фильме фигурируют флажки с изображением открытой ладони. Это фантазийный герб, но посыл вполне однозначный - ладонь почти точно имитирует жест приветствия германских национал-социалистов.
В кадрах мелькают также варианты флажков с шахматкой, а также с двумя крестами, один под другим. И ладонь, и шахматка вполне привычные элементы для европейской геральдики, но в фильме Эйзенштейна обе взяты скорее для антуража.
Главными символами ордена выступают белый флаг с (черным) крестом и наложенным в центре щитком с черным орлом, несколько напоминающим германского орла 1930-х годов. А также орденский щит - черный крест, поверх которого наложен более узкий серебряный крест с крестиками на концах. Этот герб вместе с рядом других щитов украшает орденский полевой шатер..
Прообразы этих символов - вполне реальное знамя Магистра Тевтонского ордена и белые с черным крестом боевые значки тевтонских рыцарей.
***
Еще на канале - "Сократит ли Брекзит число звезд на флаге Европы ?"
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.