Найти тему

ЗПР или умственная отсталость?

Каждой маме ребенка с диагнозом "расстройство аутического спектра" хочется понять, насколько ее ребенок умен и какие у него перспективы в будущем.

Есть аутисты с нормальным интеллектом, умные и даже гениальные. Они хорошо развиваются, хорошо говорят, хорошо учатся, им, как правило, поздно ставят диагноз "аутизм".

Чаще всего для диагностики и лечения к врачам обращаются те родители, чьи дети не умеют говорить, не могут заталкивать кубики в сортер, играть в имитативные игры и пр. Обычно таким детям ставят диагноз ЗПРР - задержка психо-речевого развития, реже - умственная отсталость.

Обыватели часто путают эти два диагноза называя всех детей с ЗПРР умственно отсталыми, а родители хотят понять, что у ребенка: ЗПРР или умственная отсталость.

Давайте, разберемся, чем эти два диагноза отличаются и как узнать, какие именно перспективы у вашего ребенка.

ЗПР

ЗПРР, ЗПР это инфантилизм, т.е. оценивается, прежде всего, не только интеллект, а поведение ребенка.

Соответствует ли оно возрастной норме. Дети ЗПРР менее усидчивы, часто капризничают, играют в малышковые игры, заводят себе друзей среди младших. При ЗПР или ЗПРР умственное развитие ребенка обычно немного тормозит и он часто не справляется с заданиями, которые под силу его ровесникам. Но это отставание обратимо.

Иногда сам, а чаще всего - при помощи логопедов и дефектологов - ребенок догоняет сверстников в развитии, чаще всего это происходит в возрасте от 7 до 11 лет. При ЗПРР не всегда можно оценить потенциал ребенка. От колеблется от нижней границы нормы интеллекта до гениальности. У меня много знакомых, у которых ребенок с таким диагнозом вышел к норме и пошел в обычную школу к первому классу. Там кто-то - двоечник, а кто-то - лучший ученик лицея.

Но в то же время есть коррекционные школы, которые принимают таких детей для обучения по общеобразовательной программе. Это школы V вида для детей, у которых основные проблемы с речью, и VII вида для детей с задержкой психического развития, иногда советуют просто отдать ребенка в обычную школу на год позже.

Аутизм + ЗПР

Если у ребенка двойной диагноз, то там все то же самое: задержка развития. Однако дети просто с ЗПР лучше и легче социализируются, а дети с аутизмом имеют дополнительно симптомы триады Лорны Уинг: особенности во взаимодействии с людьми, повторяющееся поведение, специфические речевые нарушения.

Врачи российских поликлиник не любят диагноз "аутизм", поэтому все дети ЗПРР и РАС-ЗПРР часто записываются как ЗПРР. Родителей не предупреждают о необходимости специальной реабилитации детей с РАС.

Умственная отсталость

Умственной отсталостью называют необратимую задержку умственного развития. То есть умственно отсталый ребенок никогда не догонит сверстников. Его интеллект будет ниже нормы и во взрослом возрасте. Таких детей обучают по урезанной программе в школах VIII вида, очень редко - на надомном обучении при общеобразовательной школе.

При ЗПР обычно больше всего страдают:

Внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух.

При у.о.:

Мышление: обобщение, сравнение, анализ, синтез, отвлечение, абстрагирование.

Предсказать умственную отсталость почти невозможно, только если есть подтвержденный генетический анализ на синдром Дауна, Мартина Бела, Рета, Ангельмана и другие аномалии, которые в 100% предполагают умственную отсталость.

Минимальный возраст для проверки детей на у.о. - 5 лет. В этом возрасте уже можно сдать детский вариант теста Векслера.

Аутизм+ умственная отсталость

Очень трудно, почти невозможно понять, насколько умен или глуп аутист.

Аутисты весьма часто имеют:

- низкий социальный интеллект и пренебрегают нормами поведения в обществе, из-за чего, выглядят глупее, чем кажутся;

- имеют дефицит внимания (т.е. невнимательные);

- имеют серьезные нарушения тактильного, слухового, проприецептивного и зрительного восприятия (иными словами, не понимают, что мы им говорим, плохо анализируют картинки и не могут перенести задание на бумагу);

- проблемы с речью, речь не развита настолько чтобы ребенок мог отвечать на вопросы, невербальный (неречевой) интеллект часто выше;

- имеют хорошую память, способности к чтению, счету и письму (это может быть ложно истолковано как высокий интеллект);

- проблемы самопрезентации: не хотят и не умеют понравиться своему экзаменатору (нейротипичные дети - хотят), аутистам важно то, что ИМ важно, а не то, что хотите от них вы.

Например, мой ребенок, когда получил задание "Лабиринты" и рекомендацию не заходить в тупики, пришел в восторг именно от тупиков. Он намеренно провел карандашом линию во все тупики, а потом стал добавлять их фломастером на каждом лабиринте.

Чтобы понять аутиста, представьте себе, что вы оказались в окопах времен Великой Отечественной. Снаряды гремят, немцы наступают, вы отстреливаетесь и тут в окоп заползает командир роты и говорит:

- А теперь, девочки, мы сдаем экзамен по диалектике Достоевского.

Ну куда вы его пошлете?

У аутистов все также: слишком много нестандартных ощущений, эмоций и переживаний в единицу времени. Поэтому серьезно тестировать аутиста с задержкой развития рекомендуют не раньше 7-8 лет и только после коррекционных занятий. До этого возраста можно в 5 лет пройти предварительное тестирование, позаниматься и получить заключение дефектолога, желательно нескольких, т.к. часто дефектологи бывают необъективны. Если аутичность высокая, то оценить интеллект будет объективно трудно.

Интеллект детей с тяжелой формой сенсорной алалии может быть адекватно оценен только после того, как они научатся полноценно читать и писать, общаться на языке жестов. Дело в том, что у этих детей умственная отсталость часто бывает вторичной, т.е. вызванной недостатком информации.

Дети с РАС , в отличие от других детей с у.о., часто имеют "островок гениальности" - что-то, что получается у них лучше всего и выше ожидаемого уровня развития, но вокруг этого островка - пустынное море с акулами. Таким детям сложно даются бытовые вопросы, они плохо усваивают социальные условности, что опять же делает их более глупыми в глазах окружающих.

Тесты на мышление для детей до 5 лет

Можно попробовать проверить мышление ребенка в домашних условиях с помощью тестов. Эти задания в сборниках тестов обычно идут с пометкой "мышление". Не считается плохим вариантом, если вы покажете ребенку, как делать задание, а потом дадите похожий тест.

"Найди пару", возраст около 2-х лет, - тест на обобщение (ребенок должен сопоставить неидентичные предмет и карточку при выборе из 5 предметов и 5 карточек)

-2

"Найди пару 2", возраст 3 года (ребенок должен подобрать предмет по ассоциации, например яблоко и яблоню)

4-й лишний, 3-4 года

-4

4-й лишний, 4-5 лет

-5

Тест на абстрактное мышление, 4-5 лет

-6

Найди закономерность , 4-5 лет

-7

Домики животных

Материал по теме: Дураки или гении: почему оценить интеллект аутистов - трудно