Первой работой этой художницы, которую я увидела, стала цветная фотография «Портрет с кровью». Немного покопавшись в книгах, я узнала, что Ана Мендьета принадлежала к течению арт-феминизма. Прожила она всего 36 лет, но оставила глубокий след в искусстве. Как и почему? Читайте в моей статье.
ВНИМАНИЕ! Попрошу не читать дальше людей младше шестнадцати лет или особо впечатлительных.
Жизнь и смерть
Как ни парадоксально, разговор о жизни Аны начинают обычно с ее смерти.
8 сентября 1985 года муж Аны Мендьеты, с которым она прожила меньше года, позвонил в полицию, сказал, что у них произошла ссора и Ана «вышла в окно» («went out of the window»). Карл Андре — муж художницы — был известным скульптором-минималистом. Службе 911 он сообщил также, что они с женой художники и что они поспорили о том, кто более из них известен публике. Очень мрачная и загадочная история, не правда ли? Несмотря на то, что в комнате был беспорядок, а на руках Андре нашли свежие царапины, весомых улик не было и мужчину отпустили.
Через тридцать лет после смерти Аны во время выставки работ Карла Андре начались митинги. Протестующие выкрикивали «Где Ана?», «Мы оплакиваем Ану» и писали ее имя искусственной кровью на снегу. Почему людей так взволновала смерть Аны Мендьеты? Отгадка в ее творчестве.
Без дома
Все детство Ана провела в переездах. Родилась она на Кубе, но накануне кубинской революции вместе с сестрой была выслана в США. Жить девочкам приходилось в приютах и детских домах. Сама Ана говорила о своих работах:
«Я веду диалог между природой и женским телом (чаще всего своим). Полагаю, это прямое следствие того, что меня в ранней юности оторвали от моей родины, от Кубы. Меня не оставляет чувство, будто я изгнана из чрева, отторгнута от природы. Искусство помогает мне восстановить связь со Вселенной. Оно возвращает меня к материнскому источнику».
И правда, частыми темами в работах Аны были перерождение, воссоединение с природой.
Остросоциальное
За что художницу причислили к движению арт-феминизма? Начать можно с ее первых работ.
Сначала Ана рисовала, а только потом обратилась к лэнд-арту, перфомансу, видео и фотографии, по которым все знают ее сегодня. На рисунках (к сожалению, я не смогла их найти, но в конце прикреплю видео) изображены женщины, пережившие насилие: лица в синяках и кровавых подтеках.
Также внимания заслуживает ее перфоманс «Сцена изнасилования». Идея возникла у Аны, когда она узнала о жутком изнасиловании и убийстве студентки на территории кампуса. Мендьета пригласила своих однокурсников по адресу, где проживала тогда. Прибыв, гости увидели, что дверь приоткрыта. В комнате царил беспорядок: осколки посуды, нож на полу, перевернутая мебель. Ана, обнажившись ниже пояса и перемазавшись искусственной кровью, неподвижно лежала на столе около часа. Следы преступления были повсюду: кровь в ванной и в комнате, осколки — убийца пытался избавиться от улик, отмыться.
Этот жуткий перфоманс показал, как патриархат оправдывает сексуальную агрессию даже в искусстве (вспомните хоть, выглядящие такими невинными картины вроде «Сусанны и старцев» или «Похищения сабинянок»).
Также известны работы Аны «Косметические вариаци лица», где она исследовала стандарты красоты.
Фотографии из серии «Следы», где Ана наклеивала себе усы и бороду, задавали вопросы «Что делает мужчину мужчиной, а женщину женщиной?», исследовали границы гендорных стереотипов.
Кровь, кстати, вообще была одним из любимых материалов художницы (также как и земля). Еще одно произведение — видео, на котором показано, как люди реагируют на лужу крови, вытекшую из-под двери. Художницу очень возмутило, что все они проходят мимо, не останавливаются. Видео заканчивается тем, что человек открывает дверь и просто вытирает лужу.
Земля и тело
Если меня попросят описать Ану Мендьес в нескольких словах, я скажу: «Художница-шаманка». И наиболее ярко это определение иллюстрирует серия «Силуэты».
Темы смерти жизни, перерождения, магии, трансформации воплощены в этих работах, принадлежащих к жанру лэнд-арт. Художник преобразовывает пространство вокруг себя, делает искусство из подручных, природных материалов. На видео или фотографии мы видим отпечатки женского тела. Они навеяны африканской магией.
Образ художницы все более эфемерен: сначала ее тело лежит на земле, а вокруг и будто сквозь него растут цветы, ее тело превращается в переплетение ветвей, а потом в огонь, дым и свет. «Силуэты» Аны Мендьеты удивительная иллюстрация единения человека с природой. Эти работы удивительно живые, пропитанные магией, почти осязаемой.
Безликость «Силуэтов» вводит в транс, а разнообразие материалов помогает полностью погрузиться в мысли, задуматься о жизни человека, а также о предназначении и пути женщины. Агрессивные, страшные образы рисует Ана, но именно так начинаешь осмыслять жизнь во всей ее глубине.с
О женщине повествует работа «Древо жизни». Тоже о многом заставляет задуматься.
Что осталось нам?
Казалось бы, Ана жила так недавно, но найти информацию о ней оказалось куда сложнее, чем, например, о Сандро Боттичелли, который жил куда раньше. Все же я нашла видео, которое вдохноло в меня силы и вдохновение: племянница Аны Ракель начала собирать работы тети, информацию о ней. На выставке женщина рассказывала о жизни художницы, о том, какой сложной была работа по реставрации. Я прикреплю это видео, а также некоторые другие файлы для людей, которые заинтересовались жизнью и творчеством Аны Мендьеты.
https://m.youtube.com/watch?v=KbYFjJomZag - видео из музея, где экскурсовод очень интересно рассказывает о нескольких работах Аны (английский)
https://m.youtube.com/watch?v=x9h_a6FmmGY&t=1330s - видео, где Ракель рассказывает о жизни художницы и о реставрации её работ (английский)
https://m.youtube.com/watch?v=KnliG2gNouQ перфоманс "Пути тела"
https://m.youtube.com/watch?v=RRumO7n5z-o - видео с некоторыми работами Аны. (Предупреждаю, музыка очень необычная)
На этом все, вот ссылки на первый выпуск — про художницу-анималистку, дружившую с императорской семьей.
Второй выпуск «У гения нет пола» - про художницу 17 века, чья биография так же удивительна, как и ее картины.
Если вам было интересно, читайте мою статью о том, что бывает, когда иммигрантка становится художницей.