Здорово, что вы заинтересовались анализом данных. Ведь аналитик данных или бизнес-аналитик уверенно прописался в ТОП-10 популярных и востребованных IT-специальностей ещё 3-4 года назад. Специалистов не хватает и с каждым годом нужно ещё, так что вы легко найдёте работу, если погрузитесь в тему.
Если же вы руководитель — со знанием бизнес-анализа Вы поймете, откуда берутся и что означают для бизнеса те или иные показатели. Объедините разрозненные данные из нескольких источников для анализа работы вашего отдела или компании, научитесь делать выводы и принимать решения на их основе.
Кто такой аналитик данных
Если коротко, то бизнес-аналитик — человек, который анализирует показатели компании и снабжает первых лиц и руководителей компании информацией о том, что в ней происходит на самом деле. Так компания принимает более эффективные решения и обходит конкурентов.
Откуда вообще взялся спрос на бизнес-аналитиков?
Каждый здравомыслящий бизнесмен и руководитель задаётся вопросами
- какие причины привели компанию к текущему результату?
- как усилия повлияли на достижение результата, какие из них были ключевыми, а какие — второстепенными?
- кто наш клиент и как часто покупает?
- что покупают?
- растим доходы или масштабируем убытки?
- эффективно ли работает подразделение, отдел, сотрудник?
Вот только найти ответы сложно.
Почему сложно добыть ответы самому?
Потому что они не лежат на поверхности. Нужные данные находятся в отделе маркетинга, продаж, бухгалтерии. Они разбросаны по различным CRM и базам, не ко всем из них легко получить доступ. Всё нужно собрать, обработать, понять, какой показатель за что отвечает. А ещё отдельные сотрудники искажают информацию, чтобы добыть премию или сохранить место.
А что если без бизнес-анализа, по старинке?
Знаете, что в течение 5 лет 4 из 5 компаний закрываются? В том числе и потому, что не ведут анализ.
Пример 1
Возьмём очень популярную ситуацию — у вас заказали крупную партию товара. Что делает обычный бизнесмен? Считает, что «бизнес пошёл», на радостях заказывает ещё такую партию. И часто остаётся с забитым складом и без средств.
Если бы он владел бизнес-аналитикой или у него был аналитик данных, то по частоте и объёмам продаж, количеству входящих клиентов, он сразу бы сразу понял, что это аномалия и не стоит рассчитывать на повторение.
Пример 2
Чуть сложнее — руководитель отдела продаж видит, что может войти в тендер на 10 миллионов и тут же идёт «брать добро» у собственника.
Он может быть убедителен, «продавить» и компания провалит тендер. А бизнес-аналитика бы сразу показала, что с текущей структурой выручки завязывать всю компанию на 1 тендер опасно и лучше взять несколько поменьше на ту же сумму. Что на обеспечение крупного тендера не хватит средств. И руководитель бы отказался от участия.
Без аналитики данных такие случаи происходили и будут происходить. И сейчас до малого и среднего бизнеса уже дошло, что надо переходить на data-driven подход. Прогорать никто не хочет.
Чем компании поможет бизнес-аналитик
Поможет найти ответы на вопросы из начала письма:
- проверит источники на корректность
- автоматизирует и ускорит процесс получения данных о процессах в компании
- выделит наиболее важные показатели (продажи у менеджера, число звонков, выставленных счетов и др.)
- составит KPI для важных сотрудников и отделов
- найдёт риски и слабые места в отделах, у сотрудников
- сделает выводы
- создаст дашборд, чтобы изменение показателей и их влияние друг на друга было бы видно в динамике
- предоставит собственнику информацию для принятия верных решений и планирования работы компании
Мы проводим интенсив «Прикладной бизнес-анализ с нуля», где вы сможете на практике увидеть, что именно делает бизнес-аналитик и как именно это помогает компании. Интересно? Заходите на страницу интенсива.