Найти тему
Копирайтинг с нуля

Бриф копирайтера

Оглавление

Сталкивались с ситуациями, когда требуется написать коммерческий текст, а в техническом задании (ТЗ) лишь требования к материалу и ни слова о компании? Увы, такое встречается повсеместно. Клиенты порой не задумываются о важности предоставления подробной информации о бизнесе, а копирайтеры не спрашивают. Результат сотрудничества таких партнеров – тексты-клоны. Их можно разместить на любом сайте, достаточно лишь изменить название компании.

Работа с брифом позволяет подготовить оригинальный материл, который отражает деятельность организации, в частности:

  • особенности компании;
  • отличия от конкурентов;
  • преимущества продукта;
  • выгоды клиентов и другие.

Бриф копирайтера – это анкета с вопросами, которая выдается заказчику перед началом работы над проектом. Заполняя ее, клиент предоставляет информацию о компании и/или продукте, необходимую для подготовки эффективного текста.

Бриф и техническое задание – отличия

Подозреваю, что у некоторых читателей сейчас возник закономерный вопрос: чем же бриф отличается от привычного ТЗ. Давайте отталкиваться от последнего. Техзадание – это требования заказчика, в соответствии с которыми копирайтер пишет текст: тема, объем, требуемая уникальность, вопросы, которые нужно раскрыть, ключевые слова и SEO-параметры, срок сдачи и другие.

Что касается брифа, основная его задача – получить не столько техническую информацию, сколько сведения о компании и продукте, которые будут использованы при подготовке материала. Нужен этот документ преимущественно для работы над коммерческими текстами.

-2

Если предполагается написание нескольких материалов в рамках одного проекта, клиенту достаточно заполнить бриф один раз, при этом ТЗ требуется на каждый текст.

Составление брифа

Единой формы брифа не существует. Он включает те вопросы, которые интересуют копирайтера в конкретном случае. Удобно для разных типов текстов иметь отдельную анкету. Например, шаблон брифа на написание статьи будет значительно отличаться по содержанию от этого же документа, но на текст о компании. Так, у копирайтера может быть 2–3 и более вариантов опросника для клиентов.

Перечень вопросов

Структура брифа на копирайтинг зависит от типа контента, который необходимо подготовить. Этот документ потребуется для разработки таких материалов:

  • любых продающих и рекламных текстов;
  • текстов для коммерческих страниц сайта («главная», «о компании», «услуги» и т.д.);
  • текстов для landing page;
  • текстов для маркетинг-китов;
  • коммерческих предложений;
  • писем для email-рассылок и других.

Поскольку заказчики редко предоставляют необходимую информацию вместе с ТЗ, задача копирайтера – самостоятельно узнать все, что нужно для подготовки хорошего текста. Удобнее всего сделать это с помощью брифа-анкеты. Перед началом работы над коммерческим текстом необходимо задать клиенту следующие вопросы:

  • Наименование организации, сайт, год основания.
  • Деятельность, товары и услуги, которые предлагает компания.
  • Значимые факты о компании, положение на рынке.
  • Основные конкуренты.
  • Преимущества фирмы перед конкурентами.
  • Выгоды потребителей от сотрудничества с компанией.
  • География продаж.
  • Расположение офиса и график работы.
  • Схема работы с клиентами.
  • Контактная информация.
  • Цель, задача текста, желаемый результат.
  • Описание целевой аудитории, ожидаемые действия.

Бриф для клиента, которому нужен текст о конкретном товаре или услуге, стоит дополнить такими вопросами:

  • Продукт, который продается, и его подробное описание.
  • Основные конкуренты относительно конкретного продукта.
  • Отличия товара или услуги от аналогов (конкурентов).
  • Выгоды потребителей при приобретении продукта.
  • Стоимость продукта и способы «улучшить» цену (скидки, бонусы, акции, программа лояльности и т. д.).
  • Порядок получения продукта.
-3

Иногда заказчики обращаются к копирайтеру за текстом, не имея технического задания. Чтобы облегчить им задачу, перед тем, как писать бриф, желательно продумать и включить в него следующие вопросы:

  • Дополнительная информация для копирайтера.
  • Сведения, о которых нежелательно упоминать в тексте.
  • SEO-параметры (ключевые слова, уровень заспамленности и т. д.).
  • Похожие тексты, которые нравятся.
  • Похожие тексты, которые не нравятся.

Бриф на написание статьи – альтернатива ТЗ, которая предполагает совершенно другой формат вопросов, в частности:

  • Тема статьи.
  • URL-адрес страницы (если ее еще нет – URL-адрес сайта).
  • Вопросы, которые необходимо раскрыть в статье.
  • Информация, о которой нежелательно упоминать.
  • Объем статьи (количество знаков).
  • Для кого предназначена статья (целевая аудитория).
  • Задача текста.
  • Стиль текста.
  • SEO-параметры.
  • Образцы текстов, которые нравятся.
  • Образцы текстов, которые не нравятся.
  • Техническая уникальность.
  • Программа или сервис для проверки уникальности.
  • Дополнительная информация для копирайтера.

Такой бриф копирайтера можно не использовать, если техническое задание достаточно емкое и понятное. Но лучше подготовить и иметь его на случай, когда заказчик придет с пустыми руками.