Найти в Дзене

Важное из финансовой грамотности

Оглавление

Принимая финансовые решения люди делают выбор, основываясь на трех факторах:

  • Предпочтения (в экономике ранее считалось, что мы их хорошо осознаем и они довольно устойчивы)
  • Бюджетное ограничение (считалось, что мы можем всегда четко планировать, сколько будем тратить на те или иные вещи)
  • Характер оптимизации выбора (считалось, что мы учитываем все критерии и балансируем выбор, взвешивая все плюсы и минусы)

Какие есть на самом деле существуют нюансы по каждому из факторов?

Предпочтения нестабильны и зависят от ряда факторов:

  • Эмоции (импульсивные покупки, ассоциативные связи + маркетинговые приемы)
  • Стереотипы, привычки
  • Социальные нормы
  • Цена (скидки, высокая цена)
  • Контекст (окружающие на полке товары, порядок выкладки, формулировки…)

Бюджетное ограничение не такой уж ограничитель

и может быть легко «расширено» - за счет самообещаний или кредита. Факторы – те же:

  • Эмоции 
  • Стереотипы, привычки
  • Социальные нормы
  • Контекст

Большинство людей не оптимизируют,

а используют другие простые стратегии:

  • Теория удовлетворения Г.Саймона (поиск не лучшего, а первого подходящего решения)
  • Лучший по одному, самому важному критерию
  • «Как все» / «как другие»
  • «Как обычно»

Че­ло­век не спосо­бен ве­сти се­бя в стро­гом со­от­вет­ствии с при­ня­тым ре­ше­ни­ем. Ме­жду на­ме­ре­ни­ем и по­ве­де­ни­ем, как пра­ви­ло, су­ще­ству­ет раз­рыв, а само по­ве­де­ние от­кло­ня­ет­ся от оп­ти­маль­но­го в ре­зульта­те по­ве­ден­че­ских оши­бок. Вли­я­ние раз­но­об­раз­но­го по­ве­де­ния мно­же­ства лю­дей на эко­но­ми­че­ские дан­ные не все­гда пред­ска­зу­е­мо.

Мы не роботы и человеческая психология содержит еще много загадок, но, в то же время, важ­но по­ни­мать, что многие допускаемые нами ошибки мышления, с одной стороны, весьма типичны, а, с другой, - мы вполне способны научиться их отслеживать.

Поэтому нужно начинать работать над увеличением финансовой грамотности.

Спасибо!