Принимая финансовые решения люди делают выбор, основываясь на трех факторах:
- Предпочтения (в экономике ранее считалось, что мы их хорошо осознаем и они довольно устойчивы)
- Бюджетное ограничение (считалось, что мы можем всегда четко планировать, сколько будем тратить на те или иные вещи)
- Характер оптимизации выбора (считалось, что мы учитываем все критерии и балансируем выбор, взвешивая все плюсы и минусы)
Какие есть на самом деле существуют нюансы по каждому из факторов?
Предпочтения нестабильны и зависят от ряда факторов:
- Эмоции (импульсивные покупки, ассоциативные связи + маркетинговые приемы)
- Стереотипы, привычки
- Социальные нормы
- Цена (скидки, высокая цена)
- Контекст (окружающие на полке товары, порядок выкладки, формулировки…)
Бюджетное ограничение не такой уж ограничитель
и может быть легко «расширено» - за счет самообещаний или кредита. Факторы – те же:
- Эмоции
- Стереотипы, привычки
- Социальные нормы
- Контекст
Большинство людей не оптимизируют,
а используют другие простые стратегии:
- Теория удовлетворения Г.Саймона (поиск не лучшего, а первого подходящего решения)
- Лучший по одному, самому важному критерию
- «Как все» / «как другие»
- «Как обычно»
Человек не способен вести себя в строгом соответствии с принятым решением. Между намерением и поведением, как правило, существует разрыв, а само поведение отклоняется от оптимального в результате поведенческих ошибок. Влияние разнообразного поведения множества людей на экономические данные не всегда предсказуемо.
Мы не роботы и человеческая психология содержит еще много загадок, но, в то же время, важно понимать, что многие допускаемые нами ошибки мышления, с одной стороны, весьма типичны, а, с другой, - мы вполне способны научиться их отслеживать.
Поэтому нужно начинать работать над увеличением финансовой грамотности.