Найти тему
Кавказский скит

Будьте милосерды, яко же и Отец ваш милосерд есть...

Апостол Павел нам говорит, что спасение от веры, а не от дел закона (ред.- см.: Рим. 3:28). А в другом месте апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва есть (ред. - см.: Иак. 2:20). Как это понять? Как соединить одно и другое? По видимости они как бы противоречат. На самом деле никакого противоречия нет. Просто это разные планы, и понимать их надо правильно.

Что имелось ввиду под законом? Господь в свое время дал простейший закон Адаму и Еве для проверки их любви и преданности своему Создателю, Которого они любили и чувствовали Его любовь. Этот закон был простой: не ешьте вот с этого дерева. И все. Остальное можете есть все, что вам заблагорассудится во всем этом царстве, которое вам даровано полностью, — все, что есть в этом мире. Но вот с этого дерева не ешьте. Вот маленький такой закон для проверки верности.

А тогдашним иудеям был дан уже другой закон. На горе Моисеем получен был Закон от Бога. Там было много правил, очень много правил. И тоже для того, чтобы народ тренировался в вере и доказывал свою веру внешними поступками и делами, выполнением заповедей закона. Помимо нравственных заповедей были заповеди внешнего благочестия. Были назначены времена, когда поститься, когда совершать омовения мужчинам, женщинам, как это все делать; когда остригать волосы при очищении, когда не остригать; какую пищу есть, например, парнокопытных можно есть, а непарнокопытных нельзя, свинину нельзя есть, зайчатину нельзя, рыбу без чешуи нельзя, — и много таких нельзя. Чтобы люди тренировались, чтобы думали, каждый свой поступок обдумывали: а это угодно Богу, а это согласно с заповедями, а это согласно с Законом? Если нет, я должен удержать себя и воспитывать свою волю, удерживая себя. С иноплеменником нельзя есть, если он не иудей, то есть не верует так, как Моисей повелел, как Господь ему дал. Значит, с ним и есть нельзя. И из одной миски нельзя. После него даже миску разбить надо. Глиняную. Нельзя есть. Она осквернена. Разговаривать с ним нельзя. В дом его входить нельзя. Здороваться с ним нельзя потому, что он безбожник, он еретик, если это, например, самарянин. Они веровали и законы те принимали, но трактовали иначе. Неправильно трактовали. И все. С ними даже и разговаривать нельзя. Помните разговор Христа с самарянкой. Она говорит: «Как это Ты, иудей, от меня, самарянки, просишь пить? Иудеи с самарянами вообще не общаются, они не разговаривают с ними, не здороваются — ни здравствуйте, ни до свидания. А Ты со мной разговариваешь и даже попить от меня просишь. Я, — говорит, — не понимаю, как это вообще возможно».

Множество мелочных законов. Я сейчас точно не могу сказать, но, по-моему, их было чуть ли не шестьсот с лишним закончиков. Вот столько таких небольших правил надо было знать буквально наизусть, чтобы не нагрешить. В результате никто полностью соблюсти закон не мог. И Господь это, видимо, продумал сознательно, чтобы никто не сказал: «Я праведник, я все соблюл». Это просто было нереально. Какую-то большую часть заповедей можно было соблюсти. И люди старались, и были благочестивые люди. Но всех заповедей Закона, всех этих предписаний просто не всегда можно было даже запомнить. Да и забывались они. И человек все равно чувствовал себя грешником все время. Некоторые, такие, как фарисеи, надеялись спастись от дел Закона. И вот для них-то апостол говорит, что не от дел закона спасение, а только от веры в Бога Истинного, во Иисуса Христа. А дела, которые и назначает нам Господь Иисус Христос творить,— это дела уже другие, это не дела выполнения мелочных предписаний Закона, которые нужны были на то время.

Ничего Бог случайно не делает. Раз дал, значит, так надо. Тренировал он так этих людей, смирял Он их через это. Но дела, о которых говорит апостол Иаков: «без дел вера мертва», — это другие дела. Ведь говорит: «Покажи мне веру твою от слов, а я покажу веру свою от дел моих» (ред.- см.: Иак. 2:18). Что значит вера? Когда я верую и уверен, что это вот так надо делать, правильно, если я в этом реально уверен, то я так и делаю. Если я говорю, что это правильно, а делаю не так, то, простите, значит, я не верую, что это так и что так и нужно. То есть на самом деле веру можно показать только своими делами.

О каких же делах речь идет? Повторяю, это не предписание Закона иудейского, а дела веры, которые мы совершаем, тем самым показывая Богу, что мы веруем, что то, что Он сказал, — это истина. Это настоящая и единственная, и абсолютная истина. Это какие заповеди? Возлюби ближнего своего, как себя. Возлюби Бога выше всего на свете, ничего не поставляй выше Бога. Не привязывайся ни к чему, наоборот, отрекись внутренне от всего. Все привязанности отреши внутри себя: не привязывайся ни к машине, ни к дому, ни к человеку, ни к месту — ни к чему. Возлюби Бога. И это любовь такая, когда человек ни к чему не привязывается.

В Евангелии, которое на отдание праздника Воздвижения, говорится: «Отвергнись себя и возьми крест свой» (Мк. 8:34). Что это значит? Возьми крест свой, отвергнись себя, своих прихотей, своих похотей, своего эгоистического «я», своего «хочу», своего « я знаю лучше вас», «я так сказал, поэтому это правильно». От этого всего отвергнись. Эти духовные заповеди — это борьба: борьба с эгоизмом, борьба с тщеславием, самопривозношением, обидчивостью, гордынею. Это и есть то дело, о котором говорит апостол Иаков: доброделание. Будьте милосердны, яко милосерд Отец ваш Небесный. Добрые дела — дела милосердия, которые Бог делает для нас с вами — и грешников, и праведников. Вот эти дела милосердия и есть те дела, которые тоже показывают нашу истинную веру. Если ты говоришь брату: «Иди, брат, питайся, спи хорошо. И чтоб тебе было тепло, и покойно, и покушал чтоб хорошо. Да будет тебе мир и благословение», — и закрываешь перед ним дверь, и он пошел на холод. Ты ему пожелал хорошего, сказал много хороших слов. Ты ему сказал, что ты ему желаешь мира, чтобы он поел хорошо и где-то переночевал. А у него нет ни ночлега, ни теплой одежды, ни еды. О каких делах речь идет? О том, что ты ему пожелал? Ты делами-то не показал свою любовь к нему: не взял его в дом, не покормил, не уложил. Это бессмысленные слова. Совсем иное — поступки, которые являются делом духовным, делом, которое заповедал нам Господь, делом милосердия: «Будьте милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6:36). Без дел невозможно доказать свою веру. Дела показывают — дела милосердия, дела любви к Богу, дела любви к человеку. Только они показывают истинную веру. И вот поэтому для нас, христиан, важно не столько соблюдение буквы закона, каких-то правил и установлений, сколько исполнение заповедей любви, во-первых, к Богу, а во-вторых, к человеку. Вот это исполнение заповедей и дела милосердия, собственно, только и могут показать, что мы веруем, что да, так нужно. Так нужно жить.

Несмотря на все зло мира мы все равно будем делать дела милосердия. Пусть над нами смеются, а мы будем делать добрые дела. И этим доказываем: мы верим, что добро выше зла, что добро лучше зла, что мы веруем в Бога, который сказал: «Любить ближнего своего». И мы так поступаем — показываем и Богу, и людям, кто мы на самом деле, христиане мы или нет. И вот так жить, отвергая свою волю ради воли ближнего, если она не во грех, конечно, отвергая свои желания и их подчиняя ближнему, стараясь в первую очередь угодить ближнему, а потом себе, себя ставя на второе место. А святые отцы вообще говорят: человек святым может стать только тогда, когда он считает себя хуже всех и даже всякой твари. Вот когда мы смиряем себя, тогда становимся действительно высоки в глазах Божиих. И эти дела: смирение, самоотвержение, дела любви — вот они и есть доказательства нашей веры, которую мы должны с вами ежедневно друг другу и Богу показывать и утверждаться в них и таким образом совершать тот путь, который нам заповедал Господь. Будьте милосерды, яко милосерд Отец Ваш! Аминь.

Почему даже верующие колеблются в вере, а неверующие не верят знамениям и чудесам.

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;
пожертвование на карту Сбербанка
4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон:
+ 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.

Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама"канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.