Найти в Дзене

Дягилев. Первое американское турне.

В первый день нового, 1916 года Дягилев вместе с труппой отбыл из Бордо в Нью-Йорк. На Дягилева, боявшегося пересечь даже Ла-Манш, путешествие наводило панический страх. Он всегда оставался неподалеку от своего спасательного круга и покидал каюту только в случае крайней необходимости. Гастроли должны были начаться в театре Сенчури в Нью-Йорке, и оттуда труппе предстояло отправиться в турне по 17 американским городам, посетив в том числе Милуоки, Сент-Пол, Атлантик-Сити и Канзас-Сити. 

   Репертуар, по большей части состоявший из балетов Фокина, поставленных в течение первых трех сезонов существования труппы, также включал в себя «Послеполуденный отдых фавна» Нижинского и «Полуночное солнце» Мясина. Из-за отсутствия настоящих звезд – приезд Нижинского откладывался на долгие месяцы, а Карсавина не участвовала вовсе – Дягилев сам стал в некотором роде знаменитостью, и похоже, что рекламные агенты Метрополитен-оперы намеренно вывели его на авансцену, построив рекламную кампанию вокруг него.  

   Однако почти каждый рецензент отмечал довольно слабый состав солистов. Американские партнеры хотели, чтобы танцевал Нижинский, и Дягилев согласился на это условие. Но к началу войны артист вместе со своей женой находился в Австрии, где местные власти поместили его под домашний арест, так как он был русским подданным. Плюс все турне проходило в атмосфере столкновения культур нового и старого мира. 

   Пуритане протестовали против «аморальных сцен» «Шехеразады» и «Послеполуденного отдыха фавна». Американцев возмутил не столько ярко выраженный сексуальный подтекст хореографии, сколько загримированные под негров танцовщики, обнимавшие белокожих женщин: «Был нарушен основной расовый запрет Америки, и это не могло не повлечь за собой последствий». Под давлением полиции Дягилев вынужден был внести купюры в оба балета.    

   Выступления обрастали и более мелкими проблемами. Когда однажды машинист сцены отказался выполнить приказ, Дягилев ударил его тростью, после чего импресарио чуть не поколотили подоспевшие на помощь коллеги рабочего. Вечером того же дня с высоты 27 метров на сцену упала часть металлической конструкции, едва не задевшая Дягилева, но «зацепившая край его котелка». Причины этого «несчастного случая» так никогда и не были выяснены.  

   С приездом Нижинского 4 апреля 1916 года также появились новые проблемы. Танцовщик отказался выходить на сцену, потребовав возместить ему удержанное ранее жалованье. Последовало новое судебное разбирательство, в результате чего Дягилев был вынужден выплатить Нижинскому внушительную сумму в 24 тысячи долларов. Неудивительно, что впоследствии Дягилев без особого удовольствия вспоминал свое турне по Америке. Его надежды на то, что американские гастроли принесут ему финансовую независимость, совершенно не оправдались.