Найти в Дзене
Performance360

В России резко снизилось число и общая стоимость зарубежных заказов

В России резко снизилось число заказов из-за рубежа и их общая стоимость. Об этом пишет РБК со ссылкой на данные исследования НИУ ВШЭ «Российский рынок интернет-торговли: итоги 2019 года, тренды 2020 года». Объем трансграничной торговли в прошлом году сократился впервые за десять лет. Аналитики и участники рынка говорят, что это произошло, в том числе, из-за снижения беспошлинного порога на посылки из-за границы и девальвации рубля. В 2020 году из-за пандемии, введения карантина и снижения реальных доходов россиян, по оценкам аналитиков, стоит ожидать еще большего падения рынка.

О чем говорится в исследовании НИУ ВШЭ?

В 2019 году россияне впервые за последние десять лет стали меньше заказывать в зарубежных интернет-магазинах. По данным исследования, проведенного НИУ ВШЭ, в 2019 году оборот трансграничной интернет-торговли снизился по сравнению с 2018 годом на 3%, до 323 млрд руб. Почти на те же 3% снизилось и количество выполненных заказов: 340 млн против 349 млн штук в 2018 году.

По оценкам ВШЭ, на снижение числа и общей стоимости заказов повлияли два фактора. Первый — это возросшая конкуренция с сильными локальными игроками, которые могут обеспечить более быструю доставку.

Одним из драйверов роста, как говорится в исследовании, стало «взрывное увеличение продаж» Wildberries. В 2019 году компания увеличила выручку на 88%, до 223,5 млрд руб. На 93%, до 80,7 млрд руб. (с НДС), вырос оборот Ozon. На 70,2%, до 144 млрд руб., увеличились общие онлайн-продажи группы «М.Видео-Эльдорадо». Lamoda по итогам 2019 года зафиксировала 14-процентный рост выручки, до 33 млрд руб.

Второй отрицательный фактор — это снижение необлагаемого таможенными пошлинами лимита с €1 тыс. до €500 (в 2020 году порог снизился до €200 и 31 кг). На такие покупки, как говорится в исследовании, приходится менее 1% заказов, но потребители уменьшили количество дорогих покупок, что повлияло на динамику рынка в денежном выражении.

Больше всего снижение беспошлинного лимита сказалось на заказах из европейских и американских онлайн-магазинов (речь о заказах в верхнем ценовом сегменте, стоимостью более €200 за один заказ). Количество посылок из США, доставленных «Почтой России», сократилось на 8%. Сильнее всего упало количество посылок стоимостью выше €500: поток посылок из США снизился сразу на 85% по сравнению с предыдущим годом.

На «Почту России» приходится около 98% отправлений из зарубежных онлайн-магазинов. При этом крупные частные логисты, которые в том числе доставляют товары из зарубежных интернет-магазинов, пока снижения не замечают.Boxberry International в 2019 году доставила в Россию на 38% больше посылок из США, на 43% — из Великобритании, на 56% — из других европейских стран. Больше всего посылок россиян приходит из Китая: в 2019 году на него, по данным ВШЭ, пришлось около 97% физического потока заказов и около 60% в денежном выражении. Средняя стоимость одной посылки из Китая в прошлом году снизилась год к году на 0,4%, до €8,5, впервые за 10 лет уменьшилось на 0,8% и количество самих посылок.

Лидером трансграничной торговли по-прежнему остается AliExpress, на него приходится около 85% общего физического потока заказов из Китая. По оценке ВШЭ, объем оборота товаров AliExpress в России в 2019 году достиг 180 млрд руб., компания выполнила около 280 млн заказов россиян.

Что об этом думают в НАДТ, АКИТ и Банке России?

Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) дает более низкую, чем ВШЭ. Тем не менее и там отмечают снижение объема трансграничной торговли в денежном выражении: с $3,24 млрд (около 203,1 млрд руб.) в 2018 году до $2,85 млрд (около 184,4 млрд руб.) в 2019 году. Зато само число заказанных товаров увеличилось на 1%, до 380 млн штук.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) цифры, наоборот, выше. Они базируются в том числе и на данных Сбербанка. По данным АКИТ, в прошлом году объем трансграничной торговли вырос — на 25% по сравнению с 2018 годом, до 645 млрд руб. Но в то же время в АКИТ признают, что общее число посылок и бандеролей снизилось на 7%, до 323,3 млн шт.

По данным Банка России, в 2019 году стоимость товаров, приобретенных в иностранных онлайн-магазина», составила $8,6 млрд, что на 11% меньше, чем годом раньше. Во ВШЭ говорят, что у применяемого ЦБ подхода есть методические сложности: оценка может завышаться из-за того, что в основе расчета лежит отчетность банков об операциях клиентов с использованием платежных карт. При этом многие банки не очень корректно разделяют платежи своих клиентов за товары и услуги, не относящиеся к товарной интернет-торговле.

Как на трансграничную торговлю повлияет пандемия?

Из-за ограничений и падения доходов многие люди сократили расходы на непродовольственные товары, а именно они и являются основой трансграничной торговли, обращает внимание научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Марсель Салихов. Он добавляет, что для трансграничной торговли негативным фактором стало и снижение курса рубля.

В 2020 году рынок снизится, но насколько сильно будет понятно позже, говорит президент НАДТ Александр Иванов. По его оценкам, трансграничная торговля уже снизилась на 50%, но ситуация, возможно, частично изменится к осени.В феврале и апреле снижение зафиксировал и AliExpress, но, как заявили в компании, падение было меньше, «чем на всем рынке».