Найти тему
Вокруг Каменска

Непостроенный Синарский паровозо-электровозо-вагоно-ремонтный завод. Часть 7

7. ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ СОЗДАНИЯ ЗАВОДА

В 1938 году постановлением Экономического совета при Совете народных комиссаров СССР площадка законсервированного ПВРЗ была передана для строительства Каменского магниевого завода [45].

Но идея построить в Каменске завод НКПС продолжала жить. В генеральном проекте развития города Каменска-Уральского, подготовленном в 1940 году архитектурно-планировочной мастерской № 1 Наркомхоза РСФСР, вновь упоминается паровозоремонтный завод. Он должен был строиться в числе предприятий второй очереди Северного района и производить в год ремонт 600 паровозов. Для завода был выделен новый участок площадью 40 гектаров к северу от станции Синарская 2, рядом с Синарским труболитейным заводом [46]. Проект реализован не был.

Паровозоремонтный завод на генеральном плане города (1940 год).
Паровозоремонтный завод на генеральном плане города (1940 год).

В годы Великой Отечественной войны паровозоремонтный завод был построен в Свердловске (он существует и сейчас) [47]. Казалось бы, вопрос с заводом в Каменске закрыт. Но нет, в 1954 году были выполнены топогеодезические работы на территории под Уральский литейно-механический и Уральский паровозо-вагоноремонтный заводы [48]. Площадка площадью 3,05 кв. км. располагалась западнее территории Уральского алюминиевого завода и железной дороги Синарская – Челябинск (позже в этом районе разместился завод ЖБИ). Но дальше проекта дело не зашло. В 1957 году электровозоремонтный завод появился в Челябинске, он работает и в настоящее время [49].

Более поздние документы автору неизвестны и, наверное, на этом 22-летнюю историю безуспешных попыток строительства паровозовагоноремонтного завода в Каменске-Уральском можно считать законченной.

Дом Первомайского поселка перед сносом. Фото автора, 2015 год.
Дом Первомайского поселка перед сносом. Фото автора, 2015 год.

Но остались материальные следы его истории. СПЭВРЗ дал начало западной части города, определил ее планировку и застройку. Двухэтажные деревянные дома в Первомайском поселке простояли 80 лет и были расселены и снесены только в 2015 году. Строения и сооружения 1934-1935 годов сохранились на территории завода по обработке цветных металлов, железнодорожной станции Кунавино и окрестностей.

Антон Лысков.

Примечания
45. ЦДООСО. Ф. 2843. Оп. 1. Д. 134. Л. 145.
46. ГАСО. Ф. Р-2642. Оп. 1. Д. 5. Л. 44 об.
47. Екатеринбургский электровозоремонтный завод. URL:
http://www.ao-zdrm.ru/z-eerz-i.php (дата обращения: 24.09.2016).
48. ГАСО. Ф. Р-2642. Оп. 1. Д. 52.
49. Челябинский электровозоремонтный завод. URL:
http://www.ao-zdrm.ru/z-cherz-i.php (дата обращения: 24.09.2016).

Опубликовано:
15.10.2016 на конференции «Каменские чтения»;
14.07.2017 в
журнале «Веси»;
10.09.2018 в
«Живом журнале».

© Лысков А. П., 2016–2017

Другие части этой истории:
1. Причины появления завода
2. Выбор площадки
3. Начало строительства
4. Обсуждение переноса площадки
5. Ход работ
6. Консервация строительства
7. Дальнейшие планы создания завода
8. Начальник строительства