7. ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ СОЗДАНИЯ ЗАВОДА
В 1938 году постановлением Экономического совета при Совете народных комиссаров СССР площадка законсервированного ПВРЗ была передана для строительства Каменского магниевого завода [45].
Но идея построить в Каменске завод НКПС продолжала жить. В генеральном проекте развития города Каменска-Уральского, подготовленном в 1940 году архитектурно-планировочной мастерской № 1 Наркомхоза РСФСР, вновь упоминается паровозоремонтный завод. Он должен был строиться в числе предприятий второй очереди Северного района и производить в год ремонт 600 паровозов. Для завода был выделен новый участок площадью 40 гектаров к северу от станции Синарская 2, рядом с Синарским труболитейным заводом [46]. Проект реализован не был.
В годы Великой Отечественной войны паровозоремонтный завод был построен в Свердловске (он существует и сейчас) [47]. Казалось бы, вопрос с заводом в Каменске закрыт. Но нет, в 1954 году были выполнены топогеодезические работы на территории под Уральский литейно-механический и Уральский паровозо-вагоноремонтный заводы [48]. Площадка площадью 3,05 кв. км. располагалась западнее территории Уральского алюминиевого завода и железной дороги Синарская – Челябинск (позже в этом районе разместился завод ЖБИ). Но дальше проекта дело не зашло. В 1957 году электровозоремонтный завод появился в Челябинске, он работает и в настоящее время [49].
Более поздние документы автору неизвестны и, наверное, на этом 22-летнюю историю безуспешных попыток строительства паровозовагоноремонтного завода в Каменске-Уральском можно считать законченной.
Но остались материальные следы его истории. СПЭВРЗ дал начало западной части города, определил ее планировку и застройку. Двухэтажные деревянные дома в Первомайском поселке простояли 80 лет и были расселены и снесены только в 2015 году. Строения и сооружения 1934-1935 годов сохранились на территории завода по обработке цветных металлов, железнодорожной станции Кунавино и окрестностей.
Антон Лысков.
Примечания
45. ЦДООСО. Ф. 2843. Оп. 1. Д. 134. Л. 145.
46. ГАСО. Ф. Р-2642. Оп. 1. Д. 5. Л. 44 об.
47. Екатеринбургский электровозоремонтный завод. URL: http://www.ao-zdrm.ru/z-eerz-i.php (дата обращения: 24.09.2016).
48. ГАСО. Ф. Р-2642. Оп. 1. Д. 52.
49. Челябинский электровозоремонтный завод. URL: http://www.ao-zdrm.ru/z-cherz-i.php (дата обращения: 24.09.2016).
Опубликовано:
15.10.2016 на конференции «Каменские чтения»;
14.07.2017 в журнале «Веси»;
10.09.2018 в «Живом журнале».
© Лысков А. П., 2016–2017
Другие части этой истории:
1. Причины появления завода
2. Выбор площадки
3. Начало строительства
4. Обсуждение переноса площадки
5. Ход работ
6. Консервация строительства
7. Дальнейшие планы создания завода
8. Начальник строительства