6. КОНСЕРВАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
По распоряжению НКПС от 29.05.1935 строительство Синарского ПЭВРЗ было законсервировано, просуществовав 1 год и 8 месяцев [38]. Решение было принято на уровне ЦК ВКП(б). Е. Б. Фейнберг, находившийся в Москве, сразу о нем узнал и отправил с оказией письмо в Каменск своему помощнику М. Т. Омигову [39]. Он не был удивлен: «Причина прекращения работ, конечно, для тебя ясна. НКПС развернул одновременно строительство многих ремонтных заводов, распылил средства и кадры и ни одного завода не закончил. Поэтому совершенно правильно и необходимо сосредоточить все ресурсы на окончании пусковых объектов». В письме даны указания: выполнить работы по защите зданий от разрушения и организовать охрану; договориться о передаче всех рабочих на Уральский алюминиевый комбинат и строительство железной дороги, чтобы не платить им выходное пособие, а остальных предупредить об увольнении; провести инвентаризацию и организовать продажу материалов. М. Т. Омигов тоже перешел в «Уралалюминий» и стал заместителем начальника.
Для доставки людей из поселков ПЭВРЗ к новому месту работы 05.10.1935 был пущен рабочий поезд по маршруту: разъезд Кодинский – станция Синарская – разъезд Уралалюминий [40].
В архиве плановой комиссии Челябинского облисполкома сохранилось письмо от 10.02.1936: «Завод Паровозо-ремонтный Каменский законсервирован, нет никаких капиталовложений на 1936 г. О чем вас ставим в известность, на площадке только охрана, и пожарная команда с 27.06.1935. Смотритель зданий» [41].
Также продолжила свою работу временная электростанция ПЭВРЗ, на 01.01.1936 году на ней трудилось 7 человек [42]. Не стал НКПС ликвидировать и совхоз. На 25.09.1938 его директором был Хандурин, агрономом – Богословский [43].
В годы репрессий следователи НКВД использовали обстоятельства строительства СПЭВРЗ для обвинения работников НКПС. В показаниях арестованных история завода уместилась в двух предложениях:
«[Старший инженер Центрального паровозного управления НКПС] Голенищев-Кутузов дал конкретные показания о вредительской работе право-троцкистской шпионской организации в паровозном хозяйстве, в частности, о вредительской постройке Синарского паровозо-ремонтного завода. По окончании строительства этого завода его пришлось законсервировать ввиду полной невозможности пуска в эксплуатацию» [44].
Антон Лысков.
Примечания
38. ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 11. Д. 422. Л. 1.
39. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 317. Л. 76.
40. ГАСО (ф). Ф. Р-111. Оп. 1. Д. 10. Л. 369.
41. ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 11. Д. 422. Л. 2.
42. ГАСО (ф). Ф. Р-181. Оп. 1. Д. 11. Л. 103.
43. ГАСО (ф). Ф. Р-63. Оп. 2. Д. 13. Л. 142.
44. Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе. 1937–1938. Архив Сталина: Документы и комментарии / Сост. В. Н. Хаустов. М.: МФД, 2011, с. 173.
Опубликовано:
15.10.2016 на конференции «Каменские чтения»;
14.07.2017 в журнале «Веси»;
10.09.2018 в «Живом журнале».
© Лысков А. П., 2016–2017
Другие части этой истории:
1. Причины появления завода
2. Выбор площадки
3. Начало строительства
4. Обсуждение переноса площадки
5. Ход работ
6. Консервация строительства
7. Дальнейшие планы создания завода
8. Начальник строительства