8. НАЧАЛЬНИК СТРОИТЕЛЬСТВА
История завода была бы неполной без упоминания о строивших его людях. Их судьбы забыты, но об одном можно рассказать подробно.
Евсей Борисович Фейнберг родился 28 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге в большой и богатой еврейской семье. У Бориса Семеновича (он работал в Русско-французском банке) и Доры Соломоновны было восемь детей, Евсей был седьмым.
В 1921 году дети переселились в страны Европы, их родители к тому времени уже умерли. Евсей жил в Германии, в 1925 году он окончил политехнический институт во Фридберге по специальности инженера-строителя железнодорожных мостов. В 1924 году, будучи студентом, он вступил в Коммунистическую партию Германии, после чего семья отказалась от него, лишив материальной поддержки. Фейнберг бедствовал, и решил возвратиться в «новую» Россию, чтобы отдать свои знания строительству социализма.
В 1926 году он добрался до Мурманска. В 1927 стал членом ВКП(б) и женился на Марии Георгиевне Елчаниновой, из дворянской семьи, дочери бывшего полковника и военного писателя Георгия Георгиевича Елчанинова.
Е. Б. Фейнберг работает в НКПС: начальником стройработ и начальником стройотдела Московской Белорусско-Балтийской железной дороги, начальником строительного отдела Московской Казанской железной дороги, главным инженером Мостотреста. Он возводил железнодорожные мосты во всех концах страны, строил паровозовагоноремонтный завод в Каменске.
В 1937 году Евсей Борисович был арестован и «за троцкистскую деятельность» приговорен к 8 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Магаданской области, где в 1938 году был приговорен к расстрелу.
Дочь Е. Б. Фейнберга была женой известного писателя Анатолия Георгиевича Алексина. Татьяна Евсеевна Алексина (1932-2014) написала о своем отце пронзительную книгу воспоминаний [50], в которой мы можем прочитать о его жизни и увидеть его фотографии. Сам А. Г. Алексин тоже жил в Каменске. Его мать Мария Михайловна Гоберман работала в Управлении строительства Дворца Советов, которое в 1941 году было переброшено на строительство Уральского алюминиевого завода. 17-летний сын приехал вместе с ней и работал в редакции многотиражной газеты «Крепость обороны». Вот такие причудливые кружева плетет жизнь из человеческих судеб.
ИСТОЧНИКИ
Архивного фонда строительства СПЭВРЗ автору обнаружить не удалось.
Большое количество документов находится в Объединенном государственном архиве Челябинской области (ОГАЧО). В фонде «Уполномоченный комиссии советского контроля при СНК СССР по Челябинской области» есть 2 единицы хранения с материалами по проверке СПЭВРЗ в связи со сменой руководства (Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 51, 52.). В фонде «Главное управление экономического развития и торговли Челябинской области» хранится титульный список по строительству СПЭВРЗ (Ф. Р-804. Оп. 11. Д. 422.).
В Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) отдельные документы есть в фонде Р-2642 «Управление главного архитектора исполкома Каменск-Уральского городского Совета народных депутатов».
В филиале ГАСО в г. Каменске-Уральском (ГАСО (ф)) в фонде Р-63 «Исполнительный комитет Каменского районного Совета депутатов трудящихся» протоколы президиума с 01.01.1932 по 31.05.1935 отсутствуют. В фонде Р-139 «Плановая комиссия исполкома Каменского районного Совета народных депутатов» документы по СПЭВРЗ собраны в одной единице хранения (Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2.). Статистические данные есть в фонде Р-181 «Каменская районная инспектура госстатистики Статистического управления Свердловской области».
В Центре документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) отдельные документы по СПЭВРЗ находятся в разных делах фонда 951 «Каменский райком КПСС».
Картографические материалы сохранились в техническом архиве Синарского трубного завода.
Антон Лысков.
Примечания
50. Алексина Т. Е. Строки прощаний. Семьи и судьбы: Воспоминания // Алексин А. Г., Алексина Т. Е. Террор на пороге. М.: Олма-Пресс Образование, 2004. С. 205–285.
Опубликовано:
15.10.2016 на конференции «Каменские чтения»;
14.07.2017 в журнале «Веси»;
10.09.2018 в «Живом журнале».
© Лысков А. П., 2016–2017
Другие части этой истории:
1. Причины появления завода
2. Выбор площадки
3. Начало строительства
4. Обсуждение переноса площадки
5. Ход работ
6. Консервация строительства
7. Дальнейшие планы создания завода
8. Начальник строительства