Найти тему
Вокруг Каменска

Непостроенный Синарский паровозо-электровозо-вагоно-ремонтный завод. Часть 3

3. НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА

Печать СПЭВРЗ.
Печать СПЭВРЗ.

В 1933 году трест «Трансзаводстрой» был ликвидирован и создан Всесоюзный трест строительства заводов и вокзалов «Заводвокзалстрой» во главе с Генрихом Юлиановичем Рубинштейном.

Строительство было начато в 4 квартале 1933 года приказом наркома и распоряжением по тресту «Заводвокзалстрой» от 30.09.1933 [13]. Предприятие получило свое название – Синарский паровозо-электровозо-вагоно-ремонтный завод (СПЭВРЗ). Еще не были окончательно утверждены площадка, генеральная смета, генеральный проект.

17.10.1933 у заместителя наркома путей сообщения Петра Сергеевича Шушкова состоялось заседание по вопросу строительства СПЭВРЗ [14]. На 1933 год было выделено 1,21 миллионов рублей на подготовительные работы и 1,09 миллионов рублей на приобретение оборудования. На 1934 год был утвержден титульный список по строительству на общую сумму 37,4 миллионов рублей. Общая стоимость завода на 12 тысяч рабочих и соцгорода на 45 тысяч жителей составляла 200 миллионов рублей [15]. В дальнейшем цифры постоянно менялись.

По проекту, завод должен был иметь крайне сложную структуру с большим количеством цехов [16]. Цехи по ремонту локомотивов: локомотивный, котельный, трубный, кузовной, арматурно-связево-тормозной, колесо-токарный, пригоночный, моторный, дизельный, буксово-подвесной. Цехи по ремонту вагонов: товарных вагонов, пассажирских вагонов, механический, колесо-токарный, тележечный. Заготовительные цехи по поковкам: кузнечный, рессорный, пружинный, болтово-гаечный, заготовительный, механический. Заготовительные цехи по литью: чугуно-литейный, медно-литейный. Вспомогательные цехи: инструментальный, ремонтно-хозяйственный, модельный, деревообделочный, лесосушка, компрессорная, газогенераторная, кислородная, ацетиленовая, карбидная.

О начале работ опять писал «Уральский рабочий» [17]. Срок окончания строительства отодвинулся на начало 1936 года, а объемы производства выросли: «Завод будет выпускать из капитального ремонта 40 тысяч товарных вагонов, 1080 паровозов и 150 электровозов в год. Завод длиной 2,5 километра и шириной 600 метров будет состоять из 50 сооружений».

Заметка в газете «Уральский рабочий» от 11.09.1933.
Заметка в газете «Уральский рабочий» от 11.09.1933.

По данным бурения оказалось, что грунтовые воды находятся близко к поверхности, поэтому заводскую площадку пришлось передвинуть на 4 километра на восток, а площадку соцгорода определить к югу от завода с разрывом в 650 метров [18]. Такое расположение сокращало рабочим путь от дома до работы. Новые площадки были осмотрены областной комиссией и 28.11.1933 утверждены райисполкомом [19].

План взаимного расположения заводов. 1934. Технический архив Синарского трубного завода. Подлинник, фрагмент.
План взаимного расположения заводов. 1934. Технический архив Синарского трубного завода. Подлинник, фрагмент.

С 26.08.1933 обязанности начальника строительства временно исполнял Владимир Николаевич Янушкевич, позднее он был заместителем начальника и главным инженером. С 10.10.1933 временно исполняющим дела начальника строительства стал Алексей Павлович Балашов. Отношения в руководстве стройки были сложными. А. П. Балашов считал, что его подчиненные сознательно саботируют работы по ремонту переданного стройке жилья и созданию железнодорожного транспорта.

20.12.1933 главный инженер В. Н. Янушкевич, помощник по финансово-материальной и транспортной части А. А. Федоров и временно исполняющий дела главного бухгалтера Мазепа были уволены со стройки и поставлен вопрос о привлечении их к судебной ответственности [20]. Помощником начальника по транспорту, снабжению и ОРСу стал Максим Тимофеевич Омигов [21], ранее работавший начальником промышленной площадки «Синарстроя». Секретарем парткома был Матвей Константинович Арапов, секретарем комитета комсомола – Федулов, председателем постройкома профсоюза – Каргаполов [22].

Управление строительства разместилось в деревне Кодинка. При обеспечении жильем ставка сначала была сделана на крестьянские избы в окрестных деревнях и дополнительно закупленные кулацкие дома. Рабочие жаловались на тесноту и плохие бытовые условия в них, удаленность от заводской площадки. Недовольство привело к большой текучке кадров. Началось переоборудование для нужд строительства пятиэтажной Кодинской мельницы, ранее принадлежавшей Василию Саввичу Жирякову. В 1930 году она пустовала, с июля 1931 года в ней размещались спецпереселенцы «Синарстроя» [23], которых позднее переселили в новые поселки рядом с металлургическим комбинатом, и здание освободилось. К марту 1934 года ремонт мельницы был закончен, но 19.03.1934 она сгорела, лишив стройку помещения управления, столовой, фабрики-кухни и общежитий рабочих [24]. Все надо было начинать заново.

Кодинская мельница. Путеводитель по Уралу. Екатеринбург: В. Г. Чекан, 1902.
Кодинская мельница. Путеводитель по Уралу. Екатеринбург: В. Г. Чекан, 1902.

Антон Лысков.

Примечания
13. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 52. Л. 3.
14. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 279. Л. 21–24.
15. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 13.
16. ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 11. Д. 422. Л. 8–9.
17. Паровозо-ремонтный завод в Каменске // Уральский рабочий. 1933. 11 сентября.
18. ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 11. Д. 422. Л. 4–5.
19. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 5–7 об.
20. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 279. Л. 26–29.
21. В ряде документов фамилия написана неправильно: Омегов.
22. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 51. Л. 52.
23. ГАСО (ф). Ф. Р-63. Оп. 2. Д. 3. Л. 130.
24. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 51. Л. 15 об.

Опубликовано:
15.10.2016 на конференции «Каменские чтения»;
14.07.2017 в
журнале «Веси»;
10.09.2018 в
«Живом журнале».

© Лысков А. П., 2016–2017

Другие части этой истории:
1. Причины появления завода
2. Выбор площадки
3. Начало строительства
4. Обсуждение переноса площадки
5. Ход работ
6. Консервация строительства
7. Дальнейшие планы создания завода
8. Начальник строительства