Найти тему
Вокруг Каменска

Непостроенный Синарский паровозо-электровозо-вагоно-ремонтный завод. Часть 4

4. ОБСУЖДЕНИЕ ПЕРЕНОСА ПЛОЩАДКИ

В 1932-1933 годах в Каменске началось строительство еще одного гиганта индустрии – Уральского алюминиевого комбината (УАК), который опередил СПЭВРЗ на считанные месяцы. Постановление Совета народных комиссаров СССР о строительстве УАК было принято 26.05.1932, постановление Наркомата тяжелой промышленности (НКТП) – 28.05.1932 [25]. Выбор площадки в районе Каменска был утвержден НКТП предварительно 21.03.1933 и окончательно – 29.07.1933. В сентябре 1933 года на площадке УАК уже велись работы [26].

08.05.1934 по постановлению Оргкомитета советов Челябинской области была создана комиссия для рассмотрения вопроса о переносе площадки ПЭВРЗ в окрестности УАК для того, чтобы использовать для энергоснабжения его теплоэлектроцентраль, а не строить собственную [27].

Были рассмотрены 3 варианта размещения. Площадка № 1 находилась на левом берегу Исети в районе Монастырки и Травянки в 6 километрах от ТЭЦ, что было слишком далеко для горячего водоснабжения. Наиболее удобной была вторая площадка, на запад от УАК за железной дорогой (в районе завода ЖБИ), хотя на ней требовались большие планировочные работы. Соцгород ПЭВРЗ расположился бы рядом с соцгородом УАК и захватил территорию деревни Байновой. Площадка № 3, на восток от УАК, у села Волковского (район современного металлургического завода) была ровнее, но из-за господствующих ветров засыпалась бы золой с ТЭЦ и требовала переноса села на другое место.

Площадки, предложенные для переноса завода.
Площадки, предложенные для переноса завода.

Начальник «Уралалюминия» Александр Павлович Альпов возражал против переноса [28], так как строительство двух крупных предприятий разных наркоматов велось бы в одной точке и привело бы к трениям между ними. Старая железная дорога Синарская – Багаряк с трудом обеспечивала транспортные потребности одного УАК. Требовалось изменить проект ТЭЦ, что задержало бы ее строительство на несколько месяцев.

А. П. Альпова поддержал Каменский райисполком [29]. Экономия на строительстве ТЭЦ составила бы 7 миллионов рублей. Но убытки от консервации и переноса площадки СПЭВРЗ составляли те же 7 миллионов рублей. Еще 1 миллион рублей требовался на переселение 197 дворов села Волковского на новое место, в Маминский или Зырянский сельсоветы, так как поблизости свободной земли не было. Кроме того, задержка строительства паровозоремонтного завода составила бы не менее 1 года. В итоге ПЭВРЗ продолжил строиться на прежнем месте.

Антон Лысков.

Примечания
25. Буйносова Н. И. На сибирской стороне Камени. Три века Каменска-Уральского. Каменск-Уральский: МАУК «СКЦ», 2011. С. 126–127.
26. Голден Н. Ф. УАЗ – фронту! Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010. С. 15–16.
27. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 37.
28. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 34–35.
29. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 36–36 об.

Опубликовано:
15.10.2016 на конференции «Каменские чтения»;
14.07.2017 в
журнале «Веси»;
10.09.2018 в
«Живом журнале».

© Лысков А. П., 2016–2017

Другие части этой истории:
1. Причины появления завода
2. Выбор площадки
3. Начало строительства
4. Обсуждение переноса площадки
5. Ход работ
6. Консервация строительства
7. Дальнейшие планы создания завода
8. Начальник строительства