Найти тему
Вокруг Каменска

Непостроенный Синарский паровозо-электровозо-вагоно-ремонтный завод. Часть 1

Угловой штамп СПЭВРЗ.
Угловой штамп СПЭВРЗ.

Каменск-Уральский славен своими заводами. Одни из них продолжают работать, другие закрылись, третьи остались только в проектах, четвертые начали строиться, но не были завершены.

Паровозовагоноремонтному заводу в летописи города досталась только одна строчка: «строительство началось в 1933 году, но было законсервировано» [1]. Восстановить его историю помогли архивные документы.

1. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЗАВОДА

Превращение Каменска в крупный промышленный центр началось в годы первых пятилеток. Спрос на железную руду вызвал развитие Каменского и Синарского рудоуправлений. В 1931 году «Синарстрой» начал возведение Каменско-Синарского металлургического комбината.

Железная дорога Богданович – Островская подошла к Каменскому Заводу еще в 1885 году. Позднее железнодорожная станция получила название Синарская. В 1913 году была проложена ветвь от Синарской до Шадринска. В 1917 году дорога протянулась до станции Багаряк. По сути это были подъездные пути для вывоза зерна и железной руды с незначительным движением.

В 1929-1932 годах были построены новые участки Свердловск – Синарская и Шадринск – Курган и реконструирован участок Синарская – Шадринск для ведения поездов с большим весом и высокой скоростью. Эта «сверхмагистраль» получила название «Урал – Курган» и должна была стать для Пермской железной дороги основным путем перевозки грузов в широтном направлении. Движение по ней было открыто 15.07.1932. В 1936 году планировалось ее электрифицировать [2]. В 1933 году должна была войти в строй новая линия Синарская – Челябинск [3]. Каменск становился крупным железнодорожным узлом.

Проблема обеспечения новыми вагонами к этому времени уже решалась. 03.09.1930 была утверждена площадка Уральского вагоностроительного завода в районе Нижнего Тагила [4], строительство началось в 1931 году, а в 1936-м был выпущен первый вагон.

Оставался открытым вопрос ремонта подвижного состава, так как ближайшие заводы находились в Омске, Уфе и Оренбурге. Поэтому 19.08.1932 Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) назначил к проектированию локомотиво-вагоно-ремонтный завод в районе Свердловска. 03.09.1932 для выбора площадки для постройки была создана комиссия под председательством Мусина [5], которая работала на Урале с 10.09.1932 по 03.10.1932 [6].

Антон Лысков.

Примечания
1. Каменск-Уральский. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1974. С. 135.
2. Фактически электрификация состоялась в 1971–1972 годах.
3. Фактически регулярное движение было открыто 01.12.1940.
4. ГАСО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 2827.
5. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 14.
6. ГАСО (ф). Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 2. Л. 26–33.

Опубликовано:
15.10.2016 на конференции «Каменские чтения»;
14.07.2017 в
журнале «Веси»;
10.09.2018 в
«Живом журнале».

© Лысков А. П., 2016–2017

Другие части этой истории:
2. Выбор площадки
3. Начало строительства
4. Обсуждение переноса площадки
5. Ход работ
6. Консервация строительства
7. Дальнейшие планы создания завода
8. Начальник строительства