5. ХОД РАБОТ
Начальник А. П. Балашов на стройке появлялся мало, месяцами пропадал в командировках, во время отсутствия его приходилось замещать другим людям. 07.05.1934 нарком путей сообщения Андрей Андреевич Андреев назначил постоянным начальником строительства Евсея Борисовича Фейнберга, 29-летнего инженера из Москвы [30]. Передача стройки проходила непросто и заняла 2 месяца. Была привлечена комиссия советского контроля, которая выявила многочисленные нарушения. Балашов был обвинен в развале работы и срыве строительства.
После смены руководства строительство стало резко продвигаться вперед. Годовой план 1934 года был выполнен к 20 ноября.
О размахе стройки можно узнать из производственной [31], статистической [32] и бухгалтерской [33] отчетности. На карте Каменска с 1933 года появились 3 новых поселка: центральный поселок ПЭВРЗ у заводской площадки, южный поселок ПЭВРЗ около Жиряковской мельницы и северный поселок ПЭВРЗ около железной дороги [34]. В них строились более 50 временных бараков и постоянных деревянных домов, клуб со зрительным залом на 350 человек, пекарня, столовая, 4 продуктовых ларька, 3 овощехранилища, 10 кубовых. Чистоту и здоровье обеспечивали баня-прачечная, санпропускник, амбулатория и эпидемический барак. Были построены временная электростанция, 3 конторы прорабов, пожарное депо, началось строительство ТЭЦ, ремонтно-механического и кислородного цехов, линии водопровода, насосной станции, 2 водонапорных башен. Начали работать подсобные предприятия: Байновский каменный карьер, балластные карьеры рядом с площадкой, лесопильный завод, лесосушка, деревообделочный цех. Хорошее развитие получил транспорт. На 91-м километре железной дороги появился заводской разъезд (сейчас это станция Кунавино), пассажирское здание, депо на 2 паровоза, пакгауз и эстакада, по площадке протянулось 15 километров путей широкой и 2 километра узкой колеи, автодороги, электрические и телефонные сети, была построена конюшня.
«Вагонстрой» занимал третье место по численности работающих после «Синарстроя» и «Алюминьстроя». На 01.04.1934 года на строительстве работало 1416 человек, в том числе 1156 рабочих, 260 ИТР, 30 членов ВКП(б), 5 кандидатов в члены партии, 3 сочувствующих и 45 комсомольцев. На 01.10.1934 года отряд строителей ПЭВРЗ увеличился до 1710 человек, а аппарат управления был сокращен: 1268 рабочих, 272 промышленных рабочих, 66 служащих, 46 ИТР, 45 человек младшего обслуживающего персонала и 13 учеников [35].
Для сравнения, на 01.04.1934 на «Синарстрое» работало 4748 человек, на «Алюминьстрое» – 3204, в двух рудоуправлениях – 1447. На 01.10.1934 на «Синарстрое» работало 4094 человека, на «Алюминьстрое» – 2502, в рудоуправлениях – 1389.
Организационная структура строительства на 19.06.1934 была следующая [36]: управление строительства, производственно-технический отдел, сметная группа (начальник – Корнилов П. А.), проектная группа (старший инженер – Дмитриев И. И.), изыскательская группа (начальник – Никольский В. И.), группа проектирования организации работ (старший инженер – Добронравов П. Н.), плановый отдел, отдел подготовки и вербовки кадров (начальник – Григорович Н. В.), отдел главного механика (главный механик – Грант Б. К.), автотранспорт (начальник – Синегубов Н. А.), бухгалтерия (главный бухгалтер – Балухин Н. В.), отдел снабжения (начальник – Потиевский), отдел железнодорожного транспорта (начальник – Ляшкевич), первый стройучасток (старший прораб – Лозбинев), второй стройучасток (старший прораб – Карпов И. И.), карьер (старший десятник – Федоров), вооруженная охрана (помощник командира – Полыгалов).
02.03.1935 «за участие в контрреволюционной оппозиции» начальник строительства Фейнберг был исключен из партии и выведен из состава пленума райкома, но остался на своей должности [37].
Антон Лысков.
Примечания
30. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 52. Л. 27.
31. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 279. Л. 32–34.
32. ГАСО (ф). Ф. Р-181. Оп. 1. Д. 2. Л. 1–7 об.
33. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 52. Л. 7–24.
34. 13.10.1950 поселки были переименованы в Первомайский, Степной и 91-го километра соответственно. ГАСО (ф). Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 60. Л. 111.
35. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 279. Л. 66–67.
36. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 51. Л. 99–101 об.
37. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 311. Л. 93–94.
Опубликовано:
15.10.2016 на конференции «Каменские чтения»;
14.07.2017 в журнале «Веси»;
10.09.2018 в «Живом журнале».
© Лысков А. П., 2016–2017
Другие части этой истории:
1. Причины появления завода
2. Выбор площадки
3. Начало строительства
4. Обсуждение переноса площадки
5. Ход работ
6. Консервация строительства
7. Дальнейшие планы создания завода
8. Начальник строительства