Найти тему
Вокруг Каменска

Непостроенный Синарский паровозо-электровозо-вагоно-ремонтный завод. Часть 5

5. ХОД РАБОТ

Начальник А. П. Балашов на стройке появлялся мало, месяцами пропадал в командировках, во время отсутствия его приходилось замещать другим людям. 07.05.1934 нарком путей сообщения Андрей Андреевич Андреев назначил постоянным начальником строительства Евсея Борисовича Фейнберга, 29-летнего инженера из Москвы [30]. Передача стройки проходила непросто и заняла 2 месяца. Была привлечена комиссия советского контроля, которая выявила многочисленные нарушения. Балашов был обвинен в развале работы и срыве строительства.

После смены руководства строительство стало резко продвигаться вперед. Годовой план 1934 года был выполнен к 20 ноября.

Центральный поселок.
Центральный поселок.

О размахе стройки можно узнать из производственной [31], статистической [32] и бухгалтерской [33] отчетности. На карте Каменска с 1933 года появились 3 новых поселка: центральный поселок ПЭВРЗ у заводской площадки, южный поселок ПЭВРЗ около Жиряковской мельницы и северный поселок ПЭВРЗ около железной дороги [34]. В них строились более 50 временных бараков и постоянных деревянных домов, клуб со зрительным залом на 350 человек, пекарня, столовая, 4 продуктовых ларька, 3 овощехранилища, 10 кубовых. Чистоту и здоровье обеспечивали баня-прачечная, санпропускник, амбулатория и эпидемический барак. Были построены временная электростанция, 3 конторы прорабов, пожарное депо, началось строительство ТЭЦ, ремонтно-механического и кислородного цехов, линии водопровода, насосной станции, 2 водонапорных башен. Начали работать подсобные предприятия: Байновский каменный карьер, балластные карьеры рядом с площадкой, лесопильный завод, лесосушка, деревообделочный цех. Хорошее развитие получил транспорт. На 91-м километре железной дороги появился заводской разъезд (сейчас это станция Кунавино), пассажирское здание, депо на 2 паровоза, пакгауз и эстакада, по площадке протянулось 15 километров путей широкой и 2 километра узкой колеи, автодороги, электрические и телефонные сети, была построена конюшня.

«Вагонстрой» занимал третье место по численности работающих после «Синарстроя» и «Алюминьстроя». На 01.04.1934 года на строительстве работало 1416 человек, в том числе 1156 рабочих, 260 ИТР, 30 членов ВКП(б), 5 кандидатов в члены партии, 3 сочувствующих и 45 комсомольцев. На 01.10.1934 года отряд строителей ПЭВРЗ увеличился до 1710 человек, а аппарат управления был сокращен: 1268 рабочих, 272 промышленных рабочих, 66 служащих, 46 ИТР, 45 человек младшего обслуживающего персонала и 13 учеников [35].

Для сравнения, на 01.04.1934 на «Синарстрое» работало 4748 человек, на «Алюминьстрое» – 3204, в двух рудоуправлениях – 1447. На 01.10.1934 на «Синарстрое» работало 4094 человека, на «Алюминьстрое» – 2502, в рудоуправлениях – 1389.

Организационная структура строительства на 19.06.1934 была следующая [36]: управление строительства, производственно-технический отдел, сметная группа (начальник – Корнилов П. А.), проектная группа (старший инженер – Дмитриев И. И.), изыскательская группа (начальник – Никольский В. И.), группа проектирования организации работ (старший инженер – Добронравов П. Н.), плановый отдел, отдел подготовки и вербовки кадров (начальник – Григорович Н. В.), отдел главного механика (главный механик – Грант Б. К.), автотранспорт (начальник – Синегубов Н. А.), бухгалтерия (главный бухгалтер – Балухин Н. В.), отдел снабжения (начальник – Потиевский), отдел железнодорожного транспорта (начальник – Ляшкевич), первый стройучасток (старший прораб – Лозбинев), второй стройучасток (старший прораб – Карпов И. И.), карьер (старший десятник – Федоров), вооруженная охрана (помощник командира – Полыгалов).

02.03.1935 «за участие в контрреволюционной оппозиции» начальник строительства Фейнберг был исключен из партии и выведен из состава пленума райкома, но остался на своей должности [37].

Протокол заседания Бюро Каменского райкома ВКП(б) по вопросу исключения из партии Е. Б. Фейнберга. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 311. Л. 94. Подлинник, машинопись.
Протокол заседания Бюро Каменского райкома ВКП(б) по вопросу исключения из партии Е. Б. Фейнберга. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 311. Л. 94. Подлинник, машинопись.

Антон Лысков.

Примечания
30. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 52. Л. 27.
31. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 279. Л. 32–34.
32. ГАСО (ф). Ф. Р-181. Оп. 1. Д. 2. Л. 1–7 об.
33. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 52. Л. 7–24.
34. 13.10.1950 поселки были переименованы в Первомайский, Степной и 91-го километра соответственно. ГАСО (ф). Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 60. Л. 111.
35. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 279. Л. 66–67.
36. ОГАЧО. Ф. Р-314. Оп. 2. Д. 51. Л. 99–101 об.
37. ЦДООСО. Ф. 951. Оп. 1. Д. 311. Л. 93–94.

Опубликовано:
15.10.2016 на конференции «Каменские чтения»;
14.07.2017 в
журнале «Веси»;
10.09.2018 в
«Живом журнале».

© Лысков А. П., 2016–2017

Другие части этой истории:
1. Причины появления завода
2. Выбор площадки
3. Начало строительства
4. Обсуждение переноса площадки
5. Ход работ
6. Консервация строительства
7. Дальнейшие планы создания завода
8. Начальник строительства