Начало 17 века в России выдалось тяжелым и не спокойным. После смерти в 1605 году Бориса Годунова началась череда интриг и дворцовых переворотов, русские князья и бояре именитых родов боролись за право править на Руси, не отставали от них и авантюристы всех мастей, выдававшие себя за выжившего сына Ивана Грозного.
За восемь лет, с момента смерти Бориса Годунова и до избрания 21 июля 1613 юного Михаила Федоровича Романова, в России правили: Федор II (Сын Б.Годунова), Лжедмитрий I, Василий IV Шуйский, Лжедмитрий II, Семибоярщина, а претендентов на трон было еще больше.
Частая смена правителей, внутренние дворцовые интриги и иностранная интервенция полностью разорили Россию, народ голодал, а само существование России, как государства стояло под вопросом. После долгих споров Семибоярщина, чтоб не обидеть никого из Российских претендентов на трон, решила призвать на Российский престол Владислава IV (наследника польского престола Владислава Жемиготовича).
Королевичу выдвинули условия: Он должен был принять православие, не насаждать на территории России католицизм, сохранить боярские привилегии, помочь разгромить Лжедмитрия II, которого на то время уже признали царем в городах Новгород-Северский, Чернигов, Почеп, Орел, Тула, Калуга, Козельск, Звенигород и множестве мелких городов Северьщены.
В конце лета 1610 с запада к Москве приближалось Польско-Литовское войско Сигизмунда III, отца Владислава IV. Лжедмитрий II, так же пошел походом на Москву с юга, желая захватить ее и официально короноваться. Семибоярщина итак была не популярна в народе, их винили в голоде и разрухе, а когда в городе стало известно, что царем хотят сделать поляка, возмущение народа достигло предела. Патриарх Гермоген, был против такого выбора, народ поддерживал его в этом. Многие посадские верили в то, что Лжедмитрий II действительно сын Ивана Грозного и законный наследник престола.
Один из членов семибоярщины Иван Романов, опасаясь народного бунта, убедил остальных, в том, что Москву необходимо срочно ввести польские войска, не дожидаясь принятия Владиславом IV православия и подписания им всех договоров и гарантий.
Ночью, 21 сентября 1610 года польские войска под командованием Станислава Жолкевского, без барабанного боя, со свернутыми знаменами и обмотанными ткань копытами лошадей вошли в Москву через открытые им ворота.
Первое время в городе был порядок, в Москве сформировали временное правительство, начали подготовку к приезду царя Владислава IV. В Москву стала приезжать польская знать. Так же в Москве быстро росло число польских солдат. Очень быстро их стало больше 6000, с ними еще прибыло 8000 наемников состоящих из европейских авантюристов, в основном немцев. С каждым из солдат было 2-3 человека прислуги и маркитантки. Число европейских «друзей» очень быстро стало больше 50-60 тысяч человек. Население Москвы тогда было около 700 000 человек.
Накопив в Москве достаточно сил, поляки начали требовать пересмотра договоренностей. Владислав IV уже не собирался принимать православие, гарантия не насаждать католицизм тоже утрачивала силу. Очень быстро поляки из приглашенных друзей превратились в оккупантов. Польская знать и солдаты вели себя надменно, постоянно оскорбляли местное населении, со временем начался открытый грабеж и изнасилования. Жалобы на бесчинства гостей толку не имели. Зимой 1611 года начались случаи грабежа часовен и церквей, поляки забирали дорогую церковную утварь, из оклада икон выковыривали жемчуг и драгоценные камни, сами иконы ломались, либо сжигались, иконы, установленные на городских воротах расстреливались из ружей и пистолетов.
С начала 1611 патриарх Гермоген разослал по городам России письма: Вы видите, как ваше Отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную... Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного ...
В феврале на Москву из Нижнего Новгорода выступили отряды первого народного ополчения, во Владимире к ним присоединились казацкие отряды. Из других городов России в Москву также направились отряды народного ополчения. В марте 1611 года в городе вспыхнул бунт.
Восставших поддержали подходящие к Москве отряды народного ополчения. С 19 марта в Москве начались уличные бои, за несколько дней восставшие заняли почти всю Москву, засевшие в Кремле и Китай-городе поляки, чтобы сдержать натиск жителей города и отрядов народного ополчения решили поджечь город. По Москве поехали специальные отряды шляхты, которые поджигали все на своем пути. Большая часть Москвы полностью выгорела, не сгоревшие жилые дома, монастыри, церкви были разорены.
После пожара, отряды народного ополчения расположились лагерями вокруг Москвы, активных действий против поляков не вели. Руководители отрядов не могли договориться между собой, каждый из них видели себя во главе ополчения, а в будущем возможно и всей России. В попытке договориться был сформирован Земский Собор, но и ему не удалось примерить всех. Этим умело воспользовались поляки, распространяя слухи, которые ссорили участников ополчения, часть отрядов ополчения ушла.
Несмотря на разногласия, царившие в ополчении, осада Москвы продолжилась, поставки продовольствия и фуража в город практически прекратились. Весной 1612 года Минин и Пожарский сформировали второе народное ополчение, которое вновь выдвинулось к Москве.
Летом 1612 года в Москве начался голод. От голода страдали не только блокированные в центе Москвы поляки, но и выжившие после пожара жители города, цены на продовольствие выросли почти в 30 раз.
Сохранились записи польского хорунжия Будзило: Настолько страшный голод был и такая дороговизна: корова — 70 злотых, конины четверть — 20 злотых, курица — 5 злотых, кусок сала — 30 злотых, яйцо — 2 злотых, кварта(0,95литра) паршивой водки — 12 злотых, пива гарнец(3,28литра) — 2 злотых, меда гарнец — 8 злотых, воробей — 10 грошей, сорока или ворона — 15 грошей, жита четверть — 40 злотых. Кто не имел, за что купить, вынужден был питаться падалью...
1 сентября 1612 года гетман Ян Кароль Хадкевич с 12 000 армией и большими запасами продовольствия попытался прорваться в Кремль. Три дня Хадкевич бился с отрядами ополчения Минина и Пожарского. Часть венгерских пехотинцев под командованием Феликса Невяровского прорвались в Кремль, только прорыв удался им с минимальным количеством подвод с продовольствием. Основные силы Хадкевича смогли подойти к осажденному польскому гарнизону меньше чем на 2 километра, но понесли большие потери, 3 сентября войска Хадкевича отступили к Донскому монастырю, а на следующий день ушли из Москвы.
Неудача прорыва Хадкевича решила судьбу польского гарнизона блокированного в Кремле и Китай-городе. Продовольствие гарнизон не получил, а прорвавшийся к ним без припасов отряд венгерских пехотинцев только усилил голод, свирепствовавший в гарнизоне. В октябре 1612 года в польском гарнизоне начались случаи людоедства.
1 ноября войска народного ополчения Пожарского взяли Китай-город. К оставшемся двум польским полкам, державшим оборону в Кремле, Пожарский отправил письмо, с предложением сдаться. Им гарантировали свободный выход из Москвы, с оружием и знаменами, но без награбленного. Поляки предложение отклонили.
5 ноября 1612 года голод вынудил поляков сдаться. Так бесславно закончилась польская «приглашенная» оккупация Москвы. Владислав IV, именовавший себя с 1610 г. Царем Русским в Москву так и не приехал. Официально, как Царь Русский коронован не был. В 1617-18 году опять не удачно пытался захватить русский трон, 8 ноября 1632 года стал королем Польским. Но до 1634 года ко всем своим титулам добавлял, титул — Царь Русский.