Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Кондратий Рылеев сначала придумал гениальное - коммерческую литературу, а потом подался в декабристы

Мои читатели, а давайте немного вспомним Кондратия Федоровича Рылеева. Того самого, который попал в пятерку самых наказанных декабристов, того самого, который, в общем-то, одним из первых сдал своих подельников на допросах, того, кто кроме думы о Иване Сусанине и Ермаке, написал еще и такую поэму как «Войнаровский», в которой … высказался в положительном ключе о Иване Мазепе:

«…Шаг этот дерзок, знаю я;
От случая всему решенье,
Успех не верен, — и меня
Иль слава ждет, иль поношенье!
Но я решился: пусть судьба
Грозит стране родной злосчастьем, —
Уж близок час, близка борьба,
Борьба свободы с самовластьем!»

Ага, Кондратий Федорович задвигал ни много, ни мало идею, что Мазепа переметнулся к Карлу не ради своих личных выгод, а потому что о свободе мечтал… И вот это, «борьба свободы с самовластьем» между прочим прошло цензуру и было опубликовано… Почему, станет понятно немного дальше…

Надо сказать, что Рылеев, конечно, человек был неординарный. Он не нашел себя в военном деле. Вот вообще. Не сложилось у него. Сам к службе относился спустя рукава, ну и чинов соответственно не заслужил. Это – принципиальное отличие от Пестеля и Муравьева-Апостола, которые службу служили четко.

Образование ... Кадетский корпус. Не самое плохое – но и не самое хорошее. Так, серединка - на половинку. Тут надо сказать, что у маменьки с папенькой была своя жизнь, они отдали сыночку в кадеты в пять лет и он по сути дела там так и оставался до 18-ти. Почти что сирота при живых родителях, занятых собой и своими ссорами. Может быть, это одна из причин, по которой он непременно хотел доказать, что круче других.

В 1818 году Рылеев ушел «на дембель», говорить, как было принято в таких случаях «в отставку» - не совсем правильно. Он и армия откровенно не подошли друг другу.

Но зато «на дембеле» он решил заняться литературой.

-2

И вот тут Рылеев придумал, как мне кажется, самую гениальную вещь в своей жизни:

он задумал издать литературный альманах «Полярная звезда». И издал. Но самое главное даже не альманах, а то, что, собирая материал для издания, он ЗАПЛАТИЛ всем авторам за их тексты. То есть, по сути – Рылеев во многом создатель коммерческой литературы и журналистики в России. До него так не делали.

До Рылеева за рассказы, стихи, поэмы, которые издатели альманахов или газет публиковали у себя, платить было не принято. Более того, даже разрешение у автора не всегда спрашивали (собственно, это и сейчас так часто бывает, но сейчас у нас есть хоть какие-то законы о правообладании и так далее). Нередко просто брали понравившееся стихотворение и печатали, даже не спрашивая разрешения. Автору оставалось только моральное удовлетворение – вот, глядите, меня заметили. Нет, конечно, можно было еще самому книгу, например, издать и получить барыш от книготорговли. Но идея платить за материал, то есть, по сути, покупать тексты для своего альманаха – это придумал Кондратий Федорович. За что ему следует сказать огромное спасибо. На самом деле.

Так вот «Полярная звезда».

-3

Она вышла три раза. Три ежегодных литературных альманаха, которые полностью окупились, позволили заплатить гонорар авторам и получить прибыль. Все три книги оказались успешно распроданы, зачитаны до дыр и активно обсуждались. Потом, в связи с событиями на Сенатской, альманах стал запрещенным и за его чтение можно было реально загреметь, например, на Кавказ, воевать с горцами и научиться разборчивее относиться к подбору литературы для чтения.

Но сейчас речь немного не об этом. Альманах этот был, как бы, слегка оппозиционным и уж точно довольно смелым по содержанию. А как он тогда прошел цензуру и вообще мог быть издан?

А все просто – у Рылеева имелся отличный покровитель: министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Голицын, противник Аракчеева. Вот он и стал «крышей» этого альманаха и вообще всего активно гражданского творчества Рылеева, в котором он откровенно нарывался на Аракчеева. Без обид – но вот это очень напоминает все эти анонимные телеграм-каналы нашего времени, у которых тоже, конечно же, есть своя надежная защита и оборона. Как у Кондратия Федоровича в свое время.

Александр Голицын - высокий покровитель бойкого поэта Кондратия Рылеева
Александр Голицын - высокий покровитель бойкого поэта Кондратия Рылеева

Но потом, в 1824 году Аракчеев Голицына все-таки сожрал после противостояния, продолжавшегося несколько лет. И дела у «Полярной звезды» сразу пошли хуже. Поэтому третий сборник выпустили уже с большим трудом. Правильно. «Крыша» проекта ведь накрылась. А без нее очень трудно работать «лучом света в темном царстве».

Но к этому моменту Рылеев был уже популярен и известен как поэт – это раз. Кроме того, он находился на очень даже неплохом посту в РАК. В общем, к 1825 году он себя, наконец, нашел. Но заодно отыскал на свою голову декабристов. Он не мог их не найти. Они же все находились рядом друг с другом - буквально на расстоянии вытянутой руки: на балах, на светских раутах, на пьянках – гулянках.

И Рылеев увлекся заговором. Потом, когда Трубецкой по службе уехал в Киев, фактически загреб ниточки заговора и руководство им в свои руки…

-5

Стремился доказать, что он лучше всех. Что сможет и всем докажет и покажет. Ничего хорошего ему это не принесло.

Но за идею платить авторам «Полярной звезды» гонорары мы все равно должны сказать ему спасибо. Как бы там не относились ко всем остальным его делам и поступкам.

---------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.