Найти в Дзене

Античная мозаика - искусство, которое хочется потрогать.

Оглавление

Мозаика - это рисунки и изображения, созданные с использованием маленьких кусочков (тессры) из камня или других материалов, которые использовались для украшения полов, стен, потолков и драгоценных предметов еще до начала письменных записей. Как и в гончарном деле, мозаики редко искушают мародеров, поэтому их часто можно найти в местах, где все остальное давно исчезло. От древней Месопотамии до Мезоамерики мозаики не только раскрывают мастерство цивилизаций, но и дают бесценное представление о том, что носили, ели и как выглядели древние народы. Мы можем видеть богов, мифы, ритуальные практики, спортивные мероприятия, сельскохозяйственные методы, архитектуру, транспорт, оружие и инструменты. Мы даже можем увидеть, каким когда-то был мир, и мельком увидеть утраченные пейзажи, флору и фауну. Материалы для мозаики включали камень всех видов (от пляжной гальки до редкого полированного мрамора), ракушки, кирпич, глиняную посуду, стекло, смальту (стеклянная паста), бирюзу, слоновую кость и нефрит и многие другие. Сначала готовили основание из свежего раствора или штукатурки, а тессеры располагали как можно ближе друг к другу с любыми промежутками, а затем заполняли жидким раствором в процессе, известном как цементация. Это сделало поверхность водонепроницаемой и особенно полезной для влажных мест, таких как римские бани. Иногда использовался двойной слой строительного раствора, часто над слоем больших камней, и при раскопках многих мозаик было выявлено, что часто строились контуры в ступке для облегчения размещения тессер при создании сложного дизайна. Вся мозаика была затем очищена и отполирована.

Греческая мозаика

Первый греческий настил из гальки, в котором были предприняты попытки создать дизайн, датируется 5-м веком до н.э. Обычно они были двух оттенков со светлыми геометрическими узорами и простыми фигурами на темном фоне. К концу IV в. До н.э. использовались цвета, и в Пелле в древнем Македонии было найдено много прекрасных примеров. Эти мозаики часто укреплялись инкрустацией полосок терракоты или свинца, которые часто использовались для обозначения контуров. В самом деле, только в эллинистические времена в 3-м веке до нашей эры мозаика действительно приобрела форму искусства, и в узорчатые полы стали встраивать детальные панели с использованием тессеры, а не гальки. Многие из этих мозаик пытались скопировать современные настенные росписи.

Дом Диониса в Пелле, Македония
Дом Диониса в Пелле, Македония

Поскольку мозаика развивалась во 2-м веке до нашей эры, использовались все более мелкие и более точно вырезанные тессеры, иногда всего 4 мм или менее, а в проектах использовался широкий спектр цветов с цветным заполнением, чтобы соответствовать окружающим тессерам. Этот особый тип мозаики, в котором для создания эффекта, похожего на картину, использовались сложные цвета и тени, известен как opus vermiculatum, и одним из его величайших мастеров был Сорус Пергамский (150-100 гг. До н.э.), чьи работы, особенно его мозаика «Питьевые голуби», был многократно скопирован на протяжении веков. Из-за трудозатрат, связанных с изготовлением этих предметов, они представляли собой небольшие мозаики размером 40 х 40 см, которые укладывались на мраморный поднос или поднос с ободком в специальной мастерской. Эти части были известны как эмблемы, поскольку они часто использовались в качестве центробежек для тротуаров с более простыми конструкциями. Эти произведения искусства были настолько ценными, что их часто вывозили для повторного использования в другом месте и передавали из поколения в поколение в семьях. Несколько эмблем могли составлять единую мозаику, и постепенно эмблемы стали больше напоминать их окружение, когда они тогда назывались панелями.

Мозаика в опус вермикулатум
Мозаика в опус вермикулатум

Римские мозаики

Известные римлянам как opus tessellatum, их мозаики часто делались из маленьких черных, белых и цветных квадратов из всех материалов, обычно размером от 0,5 до 1,5 см, но мелкие детали часто воспроизводились с использованием даже более мелких кусочков размером всего 1 мм. Первоначально римляне находились под сильным влиянием греческих морских мотивов и сцен из мифологии и самих художников, поскольку многие подписанные римские мозаики часто носят греческие имена. Одним из наиболее известных примеров является мозаика Александра, которая была копией эллинистической оригинальной картины Филокса или Аристейда из Фив. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях изображает Александра Великого, едущего на Буцефале и встречающего Дария III на его военной колеснице в битве при Иссе (333 г. до н.э.). Мозаика, находящаяся в настоящее время в археологическом музее Неаполя, состоит из более миллиона тессер.

Сезон, римская мозаика
Сезон, римская мозаика

Римляне разработали свои собственные стили, и по всей империи были созданы производственные школы, которые культивировали свои собственные особые предпочтения крупномасштабные сцены охоты и попытки взгляда в африканских провинциях, импрессионистскую растительность и наблюдателя на переднем плане в мозаиках Антиохии или европейские предпочтения для фигурных панелей, например. В доминирующем (но не исключительном) римском стиле в самой Италии использовались только черно-белые тессеры, вкус, который сохранился до 3-го века нашей эры и был особенно использован в римских банях (те, что на втором этаже Каракаллы в Риме, являются отличный пример). Было также предпочтение более двумерным представлениям и акцент на геометрических проектах. В с. 115 г. н. Э. В Бутикосских банях в Остии есть самый ранний пример человеческой фигуры в мозаике, а во 2-м веке н.э. фигуры с силуэтами стали обычным явлением. Со временем мозаика стала более реалистичной в изображении человеческих фигур, и точные и подробные портреты стали более распространенными. Римские полы также могут быть уложены с использованием более крупных деталей для создания дизайна в большем масштабе. Напольные покрытия Opus signinum использовали окрашенный растворный агрегат (обычно красный) с белыми тессерами, размещенными для создания широких рисунков или даже разбросанными случайным образом. Opus sectile был вторым типом напольного покрытия, в котором использовались большие цветные каменные или мраморные плиты, нарезанные по определенным формам. Пунический Карфаген также делал полы в аналогичной технике. Opus sectile был еще одной техникой эллинистического происхождения, но римляне также расширили эту технику до отделки стен. Используемый во многих общественных зданиях, только в 4-м веке нашей эры он стал более распространенным в частных виллах и под влиянием Египта начал использовать непрозрачное стекло в качестве основного материала.

Мозаика ни в коем случае не ограничивалась полом. Римские своды, колонны и фонтаны часто украшали мозаикой (opus musivum), опять же, особенно в банях. В Помпеях и Геркулануме техника также использовалась, чтобы покрыть ниши, стены и фронтоны, и снова эти фрески часто подражали оригинальным картинам. Стены и своды поздних императорских римских бань также были украшены мозаикой с использованием стекла, которое отражало солнечный свет, падающий на бассейны, и создавало мерцающий эффект. Полы самих бассейнов часто были выложены мозаикой, как и полы мавзолея, иногда даже с портретом умершего.

Римская мозаика из натурального камня.
Римская мозаика из натурального камня.

Византийские мозаики

Между тем, в восточной части Римской империи, которая стала известна как Византийская империя (330-1453 гг. Н.э.), и особенно в Антиохии, в 4-м веке н.э. распространились мозаики, которые использовали двумерные и повторяющиеся мотивы для создания эффект «ковра», стиль, который сильно повлияет на поздние христианские церкви и еврейские синагоги. Византийские христианские церкви широко использовали настенные мозаики 4-го века нашей эры, особенно на изогнутых верхних частях стен и сводчатых потолков. Общей характеристикой является использование золотых плиток, которые создают блестящую обстановку для портретов Иисуса Христа, Девы Марии, святых и императоров. Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбул) содержит наиболее известные примеры таких мозаик, в то время как один из самых необычно ярких портретов в среде это портрет Иисуса Христа в куполе Дафни в Греции. Произведенный около 1100 г. н.э., он показывает Христа с довольно жестоким выражением, которое отличается от обычного выражения без выражения. Особого упоминания заслуживает также церковь Сан-Витале в Равенне, Италия.

Император Юстиниан и его двор
Император Юстиниан и его двор

Там, на двух сверкающих золотых панелях, датируемых 540-ми годами н.э., изображен император Юстиниан I (р. 527-565 н.э.) и его супруга императрица Феодора с сопровождающими их лицами. Византийские художники-мозаики стали настолько известны своими работами, что арабский Омейядский халифат (661-750 гг. Н. Э.) Использовал их для украшения Купола Скалы в Иерусалиме и Великой мечети в Дамаске. Наконец, как и в живописи, в 13-м и 14-м веках нашей эры предметы мозаики становятся более естественными, выразительными и индивидуализированными. Прекрасные примеры этого стиля можно увидеть в мозаиках церкви Спаса, Хора, Константинополь.

Мозаика Богородицы и Младенца, Собор Святой Софии
Мозаика Богородицы и Младенца, Собор Святой Софии

Наконец, некоторые из лучших сохранившихся византийских мозаик происходят из Большого Константинопольского дворца, который использовался с 330 г. по 1453 г. н.э. Не очень много осталось от зданий, но много напольных мозаик, и они изображают всевозможные сцены из византийской повседневной жизни, особенно сцены природы, охоты и детей, играющих в игры. Эти мозаики в основном датируются 6 веком нашей эры, и, что интересно, они часто продолжают использовать языческие образы наряду с христианскими сюжетами. Их можно увидеть сегодня в Большом дворце музея мозаики Стамбула. Когда Византийская империя достигла своего конца, гораздо более дешевая альтернатива фресковой живописи обогнала мозаику в качестве способа выбора для украшения общественных и частных зданий.

Очень признателен вам за ваше внимание! Подписывайтесь и ставьте лайк!