Приветствую Вас, Уважаемые читатели! Вы знаете, кто такой Дед Мороз на самом деле? Оказывается это не просто мифологический добродушный старик с подарками для детей под Новогодний праздник. И даже не персонаж утверждённый в 1937 году Советской властью, как обязательный атрибут новогодних торжеств. Дед-то получается далеко не простой - родословная у старика что надо! Во всяком случае та, что составила для него С.В. Жарникова. Женщина учёная и уважаемая. Однако... Как там в поговорке - уважай, но проверяй! Так вот, Светлана Васильевна считает нашего дедушку Мороза прообразом далёкого Трояна. Правда, кто такой этот Троян, она точно не знает, но полагает, что он древний славянский Бог. Хотя большинство исследователей считает его Римским Императором, а меньшинство - легендарным сказителем Бояном. Ну, где Троян там и Боян, полторы буквы всего и делов! Дальше, по Жарниковой, Троян почему-то становится Велесом, а ещё позднее постепенно замещается христианским святым Николаем Угодником.
..." другие исследователи считают его древнеславянским божеством Луны, получившим свое имя от трех фаз, проходимых этим светилом. С Трояном в народной традиции связывались представления о зиме, снеге, сугробах, снежной белизне и тропах, протоптанных дикими турами".
Но давайте по-порядку. При ближайшем рассмотрении не стыковки возникают сразу. Светлана Васильевна характеризует его как ..." Владыка зимнего холода и прежде всего Повелитель Вод, которые именно в зимние холода предстают перед людьми во всех своих ипостасях: снега, льда, инея, пара, тумана и текущей подо льдом воды рек, озер и морей. Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев".
А ничего, что Троян - персонаж южнославянского фольклора! Тех что заселяли Балканы. А здесь мы имеем дело однозначно с традициями Севера. О чём, кстати, сама Жарникова неоднократно упоминает. А на Балканах какие к чёрту снега, холода и скованные льдом водоёмы? Высоко в горах если только, но определяющим фактором точно не является, как, например в Сибири. Нет уж, как хотите, но никаким Трояном от Деда Мороза и не пахнет. С Велесом сложнее. Велес как раз на Севере являлся Божеством наиболее почитаемым. Даже Перун был рангом ниже и подобным уважением не пользовался. Разве у воинов только. И в тёмную навь Велес мог перемещаться в отличие от прочих, но достаточное ли это основание чтобы из него Деда Мороза делать? Ведь последний сущность явно с зимой связанная (даже не с водой никакой), а Велес-батюшка изначально величался нашими предками как скотий Бог! И если уж рассуждать здраво - то скорее к лесу он отношение имеет или к природе вообще. И не зимой только, как Дед Мороз, а во все времена года. Велес божество очень серьёзное и всепогодное, и с Дедом Морозом сопоставлять его, прямо скажем опрометчиво. И даже если допустить, что со временем он измельчал, то не до такой же степени! Нет, ну правда - был практически первым в трёх мирах, а стал чуть ли не шутом праздничным. Не бывает так.
Ну и последнее. Да, процесс замещения славянских богов христианскими святыми имел место быть. Также как и праздников. Я об этом уже писал, но критиковали меня за такие крамольные выводы со всех сторон. Тем не менее это было именно так. Вот и Жарникова тоже решила, что Славянский Бог Велес и Христианский Николай Угодник - суть одно и то же. Потому что Николая на Руси почитали больше других святых. Ну, а коль скоро почитали его больше других, стало быть он и есть Велес, поскольку и его почитали больше других. И, значит, оба они - Деды Морозы. Железная логика! Однако, тут Светлана Васильевна немного лукавит, по моему мнению, отдавая дань западным аналогиям. В Европе и Северной Америке укоренился обычай дарить детям подарки на рождество от имени Санта Клауса. Причём первоначально, в конце 18 начале 19 века дарителем считался общехристианский святой Николай Угодник. Он пользовался одинаковым уважением и у католиков и у православных. И значительно позже, благодаря детским писателям, превратился в рождественского Санта Клауса.
В конце 19 века были единичные попытки внедрения западного Клауса и в России, под именем "Старого Рупрехта" на немецкий манер, но не удачные. Таким образом в объединении Святого Николая с образом Деда Мороза прослеживается скорее западная тематика, но никак не русская. Что же касается Нашего Деда, то здесь по-видимому стоит согласиться с мнением митрополита Воронежского Сергия, который в 2000 году высказался по этому поводу следующим образом:
«… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».
Вот так! Уж если Высший духовный сановник признаёт Деда Мороза персонажем светским, не стремясь набрать лишние очки в свою религиозную копилку, то видимо, нам и подавно - сам Бог велел! Что же касается мнения Светланы Васильевны Жарниковой по данному вопросу... Будем считать, что здесь она немного погорячилась. Или пережарила... Совсем чуть-чуть...