Найти в Дзене

"Призвание" варягов (часть 3)

Вопрос о призвании варягов в российской историографии с времен Нестора и до конца XIX века рассматривался главным образом в русле патриархальной теории возникновения государства, впервые озвученной в античные времена Аристотелем, согласно которой государство рождается в лоне родоплеменного строя по линии семья-род-племя, являя собой высший уровень их политической организации.

По патриархально-самодержавной идеологии понятия родового вождя и князя по существу тождественны, что вступает в существенное противоречие с реальной историей. Родоплеменной строй не знал государственности по причине своей имущественной и классовой однородности, находясь в политической системе исконно родового самоуправления. В этом плане рассуждения о варяжских или славянских князьях неправомерны, таких князей не было, но были родовые военные вожди, власть которых не передавалась по наследству, а их легитимизация шла путем общеродового признания на основе их харизматического влияния на соплеменников. Именно о таких военных предводителях славян свидетельствуют многие греческие, латинские и восточные источники.

Варяги с Балтики проходили на земли восточных славян по ряду речных путей. Наиболее удобный из них шел по Западной Двине (Dune), в частности, здесь объявился варяжский конунг Рогволд,[1] возможно, основавший Полоцк. Другой путь шел по реке Нарве к Чудскому озеру, третий, по реке Луга ,[2] четвертый, самый известный, варяжский, связан с рекой Невой.

Призвание варягов из-за моря с берегов Балтики, по причине общего решения кривичей, словен, веси и меря, географически, по масштабу расстояний, совершенно невероятно. Призвание словенами варягов не могло состояться, ведь от приильменских словен до Балтики более 200 км. суши где обитали коренные племена чуди, ижоры, еми и води, не знавшие по своей нищете [3] института княжения.

Еще более невероятно призвание варягов из-за моря для племен веси и меря, живших на расстоянии более 500 км. от Балтики. Если бы варягов призвали западные кривичи, то, норманны, вначале появились бы на берегах Чудского озера, а Рюрик объявился бы в Пскове (Изборске).

Нестор сообщает, что за море к варягам отправилось посольство от племен северо-запада – чуди, словен, кривичей, веси и меря – живших на огромной территории. Каким образом в те времена могли договориться враждующие между собой племена, кто, и как, собрал единое посольство от них – покрыто пеленой вымыслов и предположений.

Сложно вразумительно ответить на вопрос: на каком языке шло общение представителей многоэтнического посольства от балтов, финнов и славян с родовыми конунгами норманнов? Древний Новгород (археологические слои в этом городе прослеживаются не ранее Х века) возник на месте трех племенных селищ с этнически разным населением.

Со временем эти селища дали начало трем древнейшим «концам» (районам) Новгорода - Славенскому, Неревскому и Людину. Судя по всему, в этих названиях отражены этнонимы племен – славян (Славенский), финно-угров: чуди (Людин), еми и мери (Неревский). I Новгородская летопись также свидетельствует о древнейшей структуре Новгорода, состоявшего из нескольких обособленных поселений: «и въсташа град на град». [Новгородская лѣтопись по Синодальному харатейному списку. - Cпб., 1888, с. 5].

Первоначальное население Новгорода являло собой объединение трех разноэтнических групп - словен, кривичей и мери, что отражено в тексте Новгородской первой летописи: «Новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря». [Там же, с. 4]. Совместные действия по призванию варягов представителей нескольких племен, живших в сообществе древних новгородских поселений, выглядят вполне возможными.

Немаловажен вопрос: по какому «адресу» за море отправилось новгородское посольство? Варяги в то время не имели единой государственности, живя обособленными родами и племенами.

В этом плане, сходная проблема возникла перед имперским Римом, потрясаемом набегами многочисленных варварских, в том числе и славянских племен. Укротить римлянам славян было весьма трудно, т.к. славяне не имели государственности, их племена и рода жили сами по себе, где им удобней, т.е. неясно было с кем договариваться, никто не отвечал за соседей, но всякий род и племя, выжидая случай, нападали сами по себе, двигаясь грабить чужие земли.

К кому отправилось посольство за князем? Известное сообщение из Бертинских анналов под 839 годом, дает ответ на этот вопрос. Речь идет о chacanus народа Rhos, судя по всему, именно к нему направилось совместное посольство от славян, чуди и меря.

По мнению князя М. Щербатова, из Иоакимовской летописи следует, что призванные новгородским старейшиной Гостомыслом братья Рюриковичи имели родство с ним, быв, или его зятьями, или внуками. [Щербатовъ М. Исторiя россiйская. Томъ 1.- Cпб., 1770, с. 191]. Тем самым снимался вопрос об общеплеменном посольстве к варягам, поскольку его вообще не было. Гостомысл попросту призвал к себе своих же скандинав-ских родственников.

Из византийских источников известно, что славяне были отличны органическим свободолюбием и жили в условиях родового самоуправления вообще без института княжения, что весьма поражало греков. Братья Рюриковичи были не князьями, но конунгами - скандинавскими военными вождями.

Ситуационно очевидно, что причиной, по которой легендарный старейшина Гостомысл и родовая славянская знать призвали братьев Рюриковичей была не внутренняя, не собственное политическое неустройство, ведь славянская знать властвовала на своих землях веками, а причина внешняя, по которой, славяне, вследствие межплеменные распрей, не могли справиться с набегами и грабежами своих соседей. Г.Ф. Миллер по этому поводу пишет «три брата были призваны не какЪ владътели, а какЪ оберегатели границЪ». [Шлёцер А.Л. НЕСТОРЪ. РУСКIЯ ЛЪТОПИСИ на Древле–Славенскомъ языкъ. Часть I. - Спб., 1809, с. 337]. По сути, это стало историческим прообразом знаменитого новгородского призвания князей, которых за корм нанимали на воинскую службу.

Нестор неоднозначно освещает причины призвания варягов, с одной стороны, он сообщает о племенных распрях, с другой, общеплеменное посольство, обратилось к Рюриковичам с просьбой: «Идите княжить и владеть нами», как будто племена северо-запада не имели своей родовой знати, а если и имели, то совершенно никчемной и ни на что не годной.

Если Рюриковичей призвал на княжение словенский старейшина Гостомысл, то это было призвание келейного типа, и не всем оно было по нраву: «С великой радостью не были приняты Новгородцами сии три Варяжских князя». [Щербатовъ М. Исторiя россiйская. Томъ 1.- Cпб., 1770, с. 192]. С военной точки зрения, объяснимо летописное местоположение призванных братьев Рюриковичей, они встали с воинским отрядами в стратегически важных пунктах – Рюрик в Ладоге, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске, как политических центрах приграничных новгородских земель.

P.S. По ситуации тех лет, имея в виду нашествия норманнов на западную Европу, вторичное добровольное призвание на княжение своры сканди-навских грабителей явно абсурдно. Вооруженных бандитов никогда, никто не звал на новые грабежи своей родной земли. Речь может идти лишь о суровой безысходности судьбы, необходимости подчинения, ради сохранения своей жизни. Если в 859 году славянским, финским и балтским племенам удалось выгнать прочь со своей земли пришлых варяжских поработителей, то через три года явилась такая толпа вооруженных грабителей норманнов-русов, сопротивление которым было уже практически невозможно.

[1] «В Несторе о Рогволде написано: Рогволд пришел из заморья, т.е. откуда и Рурик призвано». [Болтинъ И.Н. Примечанiя на исторiю древнiя и нынешнiя России Г. Леклерка. Том I. – Спб., 1788, с. 80].

[2] В верховье Луга подходит к Мшаге притоку Шелони,впадающей в Ильмень.

[3] Князей, их челядь и дружины нужно кормить. На это способны лишь пле мена, обладающие развитым производством излишков продуктов питания. Скудные почвы прибалтийского северо-запада могли обеспечить местным племенам лишь нищенский уровень жизни. Поэтому здесь не было ни больших поселений, ни обирающей их княжеской власти.

-----------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.