Найти тему

🏷 Маркируемся. Всё, что вы хотели знать о маркировке, но боялись не найти

Что такое маркировка товаров, как подготовиться к новым требованиям законодательства и автоматизировать работу с маркировкой в retailCRM

По данным сайта честныйзнак.рф доля нелегальной продукции, находящейся в обороте легкой промышленности России, достигает 35%. Шанс у каждого из нас купить поддельные лекарства — 10%, а подделку Chanel No. 5 — 20%. Маркировка товаров поможет избежать покупку подделок и предотвратит их продажу.

Короткую видеоверсию статьи можно посмотреть на нашем YouTube-канале.

Что такое маркировка

Маркировка — это уникальный код, который наносится на товар производителями. Она позволяет отследить движение конкретного товара от самого производителя к потребителю. С помощью кода маркировки можно проверить легальность товара. Это помогает бороться с подделками.

С 1 июля 2020 года обязательная маркировка уже вводится на обувь, табак и лекарства, а затем она появится и на других группах товаров: фототоварах с 1.10.2020, духах и туалетной воде с 1.10.2020, шинах и покрышках с 1.11.2020, товарах легкой промышленности с 1.01.2021.

Еще в экспериментальную группу включены: молочная продукция, минеральная и питьевая вода, альтернативная табачная продукция (вейпы, электронные сигареты), велосипеды и рамы, кресла-коляски. Для них маркировка пока тестируется.

-2

Как выглядит маркировка

На каждом товаре, который попадает под закон маркировки, размещен код Data Matrix. Data Matrix — это двумерный штрих-код в виде прямоугольника или квадрата, образованного четным количеством рядов и столбцов, состоящих из белых или черных квадратов с различной степенью яркости. Выглядит он так.

Источник изображения — https://torg.expert/
Источник изображения — https://torg.expert/

Код маркировки имеет вид 01XXXXXXXXXXXXXX21XXXXXXXXXXXXX240XXXX. Он зашифрован в коде Data Matrix, а также в идентификационном коде. Код маркировки состоит из:

  • кода товара GTIN (Global Trade Item Number). Это код идентификации. Ему предшествует идентификатор применения 01
  • индивидуального серийного номера, который генерируется системой и защищает от подделок. Ему предшествует идентификатор применения 21
  • код проверки, состоящий из первых 4 символов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТНВЭД ЕАЭС). Ему предшествует идентификатор применения 240. Код показывает системе, какой товар был промаркирован
Источник изображения — честныйзнак.рф
Источник изображения — честныйзнак.рф

Что будет, если отказаться от маркировки

Требования по маркировке распространяются независимо от того, кто вы: производитель, дистрибьютор, занимаетесь оптовой или розничной торговлей. Аптеки и медицинские организации теперь тоже обязаны продавать/использовать только промаркированные товары.

-5

Нарушение правил маркировки влечет за собой штрафы и конфискацию товара у продавца. Хранение и перевозка товаров без маркировки — тоже нарушение.

Штрафы такие: продажа, перевозка, производство немаркированного товара — до 10 тысяч рублей (для ИП) Cт. 15.12 КоАП. Для юридического лица сумма будет минимум в 5 раз выше: от 50 до 300 тысяч рублей. Если стоимость немаркированного товара превысит 1,5 млн рублей, административная ответственность перерастает в уголовную со сроком лишения свободы до 3 лет и штрафом в 80 тысяч рублей.

-6

Если вы работаете с обувными товарами, табачными изделиями или лекарствами, то позаботьтесь, чтобы все остатки на складах были промаркированы до 01.07.2020 года. Получить коды маркировки можно на сайте честныйзнак.рф. Для остальных групп товаров установлены свои условия по переходу. Следить за этим можно по этой ссылке.

-7

Что делать с непромаркированными остатками на складах

Как уже говорили, продавать немаркированные товары можно будет до определенных дат: обувь, табак и лекарства до 01.07.2020 г., шины и покрышки до 11.11.2020 г., остатки текстиля до 01.02.2021 г., духи и туалетную воду до 01.10.2020 г. Если у вас есть не маркированные остатки на складах, их необходимо промаркировать самостоятельно. Сделать это можно зарегистрировавшись на сайте честныйзнак.рф.

До начала регистрации оформите усиленную электронную подпись (УЭКП). Без нее пройти регистрацию вы не сможете. Если УЭКП уже есть, используйте ее.

Затем проверьте готовность компьютера или ноутбука. Работать без специального программного обеспечения не получится.

Источник изображения — честныйзнак.рф
Источник изображения — честныйзнак.рф

Еще у вас должна быть установлена онлайн-касса. Она сообщит, какой товар вы продаете: маркированный или нет. ФФД (формат фискальных документов), который составляет и передает касса, должен быть 1.05 или 1.1. Как только будете готовы, регистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК».

При регистрации система попросит указать, кто вы: магазин, дистрибьютор, оптовик, импортер или производитель. Введите в полях название фирмы, email, ИНН, объем товарооборота и телефон. Когда регистрация завершена, переходите в личный кабинет и заключайте договор с фирмой, которая является оператором системы — ЦРТП (Центр развития перспективных технологий).

-9

Перед маркировкой обязательно проведите инвентаризацию склада, чтобы узнать количество кодов, которые будут необходимы.

Коды маркировки система предоставляет автоматически. Для этого необходимо сразу после регистрации указать в личном кабинете количество остатков и характеристики товаров. Коды будут предоставлены в PDF-формате, которые останется только распечатать и нанести на товар. При маркировке комплекта, его необходимо собрать из нужных товаров и заказать для них 1 код.

Распечатать код маркировки можно на принтере для этикеток или на обычном. Главное, чтобы принтер поддерживал прямую печать PDF или кода Data Matrix без преобразования их в изображение. Код маркировки наносится дважды: один на коробку, второй на товар.

В обороте маркированный товар появится, как только все остатки будут промаркированы, а система «Честный ЗНАК» оповещена об этом. Производитель, смена собственника, продажа, возврат — о товаре можно будет узнать все.

После продажи промаркированный товар нужно вывести из оборота. Чтобы это сделать в закрывающий чек должен добавляться код маркировки, а сам код передаваться в «Честный ЗНАК». Интернет–магазины могут погашать коды маркировки вручную через личный кабинет «Честного ЗНАКА». Погасить коды нужно в течение трех дней после получения товара клиентом. В случае, если клиент вернет товар, то его также вручную нужно вернуть в оборот.

Как автоматизировать работу с маркировкой

В retailCRM без проблем можно работать с маркированными товарами. Чтобы использовать этот функционал, перейдите в настройки системы, затем в раздел «Товары», и активируйте опцию «Работать с маркированными товарами». Убедитесь, что у вас в системе заведено как минимум одно юридическое лицо из России.

-10

Теперь в карточке товара появится чекбокс. С его помощью можно отметить товар и все его торговые предложения как подлежащие маркировке.

-11

Чтобы не активировать каждый товар отдельно, в retailCRM реализована возможность массовой активации меток маркировки. Выделите нужные вам товары и укажите, подлежат они маркировки или нет. Это можно сделать вручную или передать в ICML-каталоге.

При передаче в ICML-каталоге, признак маркированности товара передается параметром <markable> со значением «Y» (товар подлежит маркировке) или «N» (необходимость в маркировке отсутствует).

В заказе может содержаться один или несколько товаров, которые подлежат маркировке, в том числе из разных товарных групп, наряду с обычными товарами. В retailCRM менеджер имеет возможность добавить код маркировки для товара на любом этапе работы с заказом.

-12

Для некоторых интеграций (например, службы оплаты или доставки) код должен быть занесен в заказ до обмена информации с сервисом. Иначе коды маркировки не передадутся.

Когда вы добавите маркированный товар в заказ, в блоке «Состав заказа» появится дополнительная кнопка с pop-up окном. В окно проставляется код маркировки. Ставим курсор в нужное поле и с помощью 2D-сканера считываем код Data Matrix с товара.

-13

После того, как все товары промаркированы, кнопка «Маркировка товаров» подсветится зеленым цветом.

-14

Цифры на кнопке отображают количество товаров, которые подлежат маркировке, и количество уже промаркированных товаров.

🤩 Попробовать retailCRM бесплатно →

Как передавать информацию о продаже товара в систему «Честный ЗНАК» в retailCRM

Передавать информацию о продаже товара в систему «Честный ЗНАК» в retailCRM можно двумя способам:

  • Настроить интеграцию с АТОЛ Онлайн. В этом случае передача кодов маркировки будет происходить автоматически при формировании закрывающего чека
-15
  • Загрузить в систему «Честный ЗНАК» вручную. Для этого сначала выгрузите отчет по отгруженным промаркированным товарам из retailCRM и вручную загрузите их в систему «Честный ЗНАК». Делать это необходимо один раз в три дня.

Для второго способа отчет «Отгрузка маркированных товаров» вы найдете в разделе «Аналитика» → «Товары» → «Отчеты по продажам».

-16

Обратите внимание, что этот отчет содержит перечень всей продукции с признаком «Подлежит маркировке», отгруженной в службу доставки за все время. По умолчанию отчет открывается без фильтра по всем записям.

Передача кодов маркировки в чеках

Регистрация продажи маркированной продукции покупателю происходит так: при реализации товара информация о маркировке, включается в электронный чек и через оператора фискальных данных передается в «Честный ЗНАК».

Фискализация на стороне Атол.Онлайн

Закрывающий чек (чек полной оплаты) не удастся провести до тех пор, пока в заказе не отобразятся коды маркировки для всех товаров. В момент закрытия чека, осуществляется его проверка. При отсутствии маркировки какого-либо товара, ошибка отражается в журнале действий и пробивается ошибочный чек.

После того, как все ошибки в чеке исправлены, его можно будет отправить повторно.

Фискализация на стороне Яндекс.Кассы

Как только создается платеж, отправляются параметры заказа, в которые входят и коды маркировки. Если на момент создания платежа кодов не было, а на момент оплаты коды уже были, то в Яндекс.Кассе чек пробьется без них.

Как магазину передать отчет по маркированным товарам

Если ваш бизнес относится к дистанционной торговле, то вам разрешено погашать коды маркировки на товары, отгруженные транспортной компанией, в течение трех дней после отгрузки. Делается это через личный кабинет «Честный ЗНАК».

Для этого сформируйте отчет «Отгрузка маркированных товаров» для загрузки из retailCRM. Он находится по пути Аналитика > Товары > Отчеты по продажам и содержит перечень всех товаров с признаком «Подлежит маркировке» из заказов, отгруженных в службу доставки за указанный период. По умолчанию отчет открывается без фильтра по всем имеющимся записям.

Раздел позволяет выгружать реестр кодов маркировки и товаров, отгруженных за указанные даты и передать отчет в «Честный ЗНАК». Он необходим, если в закрывающем чеке невозможно передать коды маркировки (например, агент — Почта, не имеет доступ к коду на упакованном товаре). Его возможно снять только если включена настройка «Работать с маркированными товарами» и у пользователя есть необходимые права.

Отчет покажет все товары из заказов, которые отгружены в службу доставки не промаркированными. Снять такой отчет можно за любой указанный период. По умолчанию отчет будет открываться без фильтра по всем имеющимся записям.

Что в итоге

Кому, как и когда маркировать товар подскажет сайт честныйзнак.рф, а retailCRM позволит облегчить и автоматизировать работу с маркированными товарами.

Подробную инструкцию о том, как работать с маркированными товарами в связке с retailCRM смотрите здесь. Не забудьте, что нарушение правил маркировки влечет за собой штрафы и конфискацию товаров, а также уголовную ответственность.

Источник материала: https://www.retailcrm.ru/blog/markirovka#6